Эти дома считались в СССР уникальными: почему ими массово не застроили советские города?

В 1970-х годах в СССР были предприняты попытки разнообразить типовую городскую застройку посредством строительства уникальных круглых домов. Эти здания, также известные как дома-кольца или «бублики», стали экспериментом в советской архитектуре, направленным на создание новых форм коллективного жилья.
Идея возведения круглых домов возникла в начале 1970-х годов, когда архитектор Евгений Стамо и инженер Александр Маркелов предложили проект дома-кольца. Целью было создать архитектурную доминанту района с минимальными затратами, объединив несколько стандартных секций в одно большое кольцевое здание.

Евгений Стамо
Первый такой дом был построен в 1972 году на Нежинской улице в Москве. Здание состояло из 26 подъездов и включало 913 квартир. Внутренний двор, диаметром 155 метров, был полностью изолирован от внешнего пространства и доступен через шесть арок. Первый этаж отводился под различные бытовые учреждения: магазины, аптеки, ателье и другие сервисы, необходимые для комфортной жизни жильцов.
А вот второй аналогичный дом был построен аж в 1979 году на улице Довженко, также в Москве. Он имел схожие характеристики: 26 подъездов и 936 квартир. Близость к киностудии «Мосфильм» способствовала тому, что дом часто появлялся в советских фильмах, таких как «Москва слезам не верит» и «Курьер».

Кадр из фильма «Курьер»
Круглая форма зданий выделяла их на фоне типовой застройки, придавая району индивидуальность и эстетическую привлекательность. А большой внутренний двор обеспечивал безопасное пространство для отдыха и игр детей, удаленное от городского шума и движения транспорта.
Но несмотря на инновационность, круглые дома имели ряд существенных недостатков:
- Сложности в планировке квартир: Из-за трапециевидной формы комнат жильцы сталкивались с трудностями при расстановке мебели и проведении ремонта. Отсутствие прямых углов усложняло использование стандартной мебели и материалов.
- Проблемы с инсоляцией: Необычная геометрия фасадов затрудняла соблюдение норм по естественному освещению. Некоторые квартиры получали недостаточно солнечного света, что приводило к увеличению расходов на электроэнергию.
- Акустические неудобства: Внутренний двор создавал эффект усиленной слышимости, когда звуки отражались от стен и усиливались, что могло вызывать дискомфорт у жильцов.
- Высокие затраты на строительство и обслуживание: Круглые дома требовали больше материалов и времени на строительство по сравнению с типовыми зданиями. Кроме того, их обслуживание и ремонт были дороже из-за особенностей конструкции.
В результате этих проблем после строительства двух домов-колец проект был признан нецелесообразным для массового внедрения, и дальнейшее возведение подобных зданий было прекращено.


