Sport24109316RUРоссия, МоскваВолгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logohttps://cdn-a.sport24.ru/public/src/assets/favicon/512x512.png
Жизнь
31 октября 2023, Вторник, 08:26

Как в СССР «крестили» детей: Звездины и Октябрины — советские обряды для новорожденных

РИА Новости
Поделиться
Комментарии
Советский ответ крестинам!

Ни для кого не секрет, что советская власть пыталась бороться с религией. Однако привычные праздничные обряды, свадьба и крестины, неразрывно связаны с церковью. Чтобы отучить коммунистов от религиозной обрядности партия придумала свои «крестины».

Этот обряд назывался звездины, октябрины или имянаречение. Он был разработан в 1920-х годах с целью заменить религиозное крещение и пересмотреть традицию именования детей по святым. Теперь вместо святых, образцами для имен детей стали герои большевизма и коммунизма. И Октябрина, Марксина, Гертруда, и другие, вошли в обиход советских семей.

РИА Новости

«Родители получали красную люльку, а к пеленкам младенца прикалывали комсомольский значок — «принимали в комсомол». Весь этот ритуал именовался «октябрением», — описывает советский обряд кандидат филологических наук Елена Дмитриевна Бондаренко в статье «Советские сценарии имянаречения: диалог с традицией».

Звездины проводились в торжественной обстановке в клубах, актовых залах заводов, местных советах и коллективах. Обряд носил особый характер и сопровождались множеством символов, которые подчеркивали идеологию советской власти.

Родители с младенцем приглашались на сцену, а также «красные кумовья», аналоги крестных.

«Двое присутствующих брали на себя ответственность за пролетарское воспитание; назывались они «звездный отец» и «звездная мать», — отмечает Елена Дмитриевна там же.

Имя для ребенка выбиралось коллективно или руководителем мероприятия. Красные кумовья давали клятву воспитывать ребенка в соответствии с идеалами коммунизма.

«Товарищи по работе пришли в одну семью, где родилась девочка, поздравили родителей, выбрали имя ребенку и преподнесли наказ: «Мы осеняем тебя не крестом, не святой водой и молитвой, а нашим Красным знаменем борьбы и труда, пробитым пулями, разорванным штыком <…> Когда твой разум окрепнет, прочти эти строки, встань в ряды бойцов, разбей последние остатки рабства и страдания, в которых веками томилось человечество…», — еще один сценарий Октябрин из статьи Елены Дмитриевны.

В завершении мероприятия новорожденному вручались подарки, как символы новой жизни в советском обществе. Это могли быть марксистская литература, отрезы красной материи, или даже билет члена Российского Коммунистического союза молодежи (РКСМ). Все это служило напоминанием о новом статусе ребенка как гражданина Советского государства.

«Новорожденного несли в местком. Здесь происходил церемониал вручения подарка. Дарили всегда одно и то же — красное сатиновое одеяло. Но уж за это одеяло председатель месткома брал реванш — над люлькой младенца он произносил двухчасовой доклад о международном положении. Новорожденный, натурально, закатывался, но опытному оратору ничего не стоило его перекричать. Взрослые тоскливо курили. Оркестр часто играл туш», — так описали Илья Ильф и Евгений Петров октябрины в фельетоне для газеты «Правда» 1935 года.

Несмотря на старания партийных чиновников и личные примеры участия в подобных действах Октябрины не пользовались огромной популярностью среди населения. И даже идеологами партии воспринимались как переходный период, в результате которого возникнут новые обряды, как замена старому.

«Октябрины — явление переходного времени, и эта новая гражданская обрядность отпадет с полной заменой старого быта новым, но тем не менее отметить их необходимо, наряду с прочими продвижками в деле борьбы со старым бытом», — отметили в издании Пролеткульта в 1926 году.

Сегодня «Звездины» и «Октябрины» остаются интересным историческим явлением, которое напоминает о сложной идеологической борьбе советской эпохи и о том, как государство пыталось изменить традиции и обряды в соответствии с собственными идеями.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0