Известный детский писатель оказался нацистом: что делать с автором пчелки Майи — решают прямо сейчас

«Приключения пчелки Майи» — популярный и один из самых любимых детьми мультипликационный фильм. Он был экранизирован по детской книге немецкого писателя Вальдемара Бонзельса, опубликованной в 1912 году. Сюжет развивается вокруг милой пчелы Майи, которая, устав от однообразной и скучной жизни рабочей пчелы, решается отправиться навстречу приключениям.
Книга была переведена и издана во многих странах, в том числе и России. На первый взгляд, герои сказки являются положительными и заслуживают подражания со стороны подрастающих поколений, но все не так просто. Когда книга впервые увидела свет накануне Первой мировой войны, в адрес писателя был направлен шквал критики.

Читатели еще тогда обвинили писателя в националистических и милитаристских идеях. Дело в том, что безобидная на первый взгляд сказка кишит далеко «недетскими» эпизодам, например, когда стрекоза откусывает голову мухе, которая только-только успела познакомиться с Майей или когда герои поедают жука. Все это не могло не вызвать возмущения со стороны родителей.
Конечно, все это можно было бы списать на ту повседневную жестокость, которая окружает нас в мире ежедневно, и рассмотреть поистине жуткие эпизоды как «прививку» от насилия для детей. Если бы не один неприятный нюанс. Несмотря на то, что книги Бонзельса оказались среди сожженным немецким правительством в 1933 году, он являлся убежденным антисемитом. Подтверждающие это документы были опубликованы в расследовании немецкого СМИ Welt-online.

Более того, во время второй мировой войны Бонзельс являлся ответственным редактором военно-пропагандистского немецкого журнала, а в 1942 году он издал роман в ста экземплярах, каждый из которых с личной подписью передал первым лицам Третьего рейха. Кроме того, в 1935 году писатель состоял в комиссии, отвечающей за составление Нюрнбергских законов о гражданстве и расе, на основании которого были значительно ограничены права евреев в Германии. Не говоря уже об огромном количестве преступлений, связанных с концлагерями и деятельностью гестапо.
Все это в совокупности заставило немецких активистов задуматься — вписывается ли почитание произведений за авторством такого человека в XXI веке: «Мы задаем главный вопрос, должны ли мы заново открывать этого автора или предать его самого и его произведение полному забвению?» А что думаете вы?


