Эту деталь в «Служебном романе» замечают единицы: картину показали неслучайно — Рязанов вложил особый смысл
Фильм Эльдара Рязанова «Служебный роман» вышел на экраны в 1977 году и быстро стал настоящим хитом. Лента завоевала сердца 58 миллионов зрителей. А ее фразы мгновенно ушли в народ, став частью культурного кода. Однако за всеми известными сценами, которые мы смотрели множество раз, скрывается одна любопытная деталь, которая ускользала от внимания многих. В квартире главной героини, строгой и неприступной начальницы Людмилы Прокофьевны Калугиной, можно заметить репродукцию картины Амедео Модильяни «Девушка в матроске». Оказывается, это полотно, висящее на стене, — не просто элемент декора, в ней есть особый смысл.
Что за картина?
Амедео Модильяни, итальянский экспрессионист, известен своими чувственными и выразительными портретами. Одна из его муз — русская поэтесса Анна Ахматова, с которой у художника был роман в начале XX века. Их встреча в Париже привела к одному из самых загадочных и страстных романов того времени. Модильяни был очарован Ахматовой и посвятил ей несколько своих работ, одна из которых, по некоторым предположениям, и является «Девушкой в матроске».
Анна Ахматова какое-то время хранила в тайне этот роман. Она прятала работы Модильяни, полученные от него, чтобы сохранить эту тайну.
«Рисовал он меня не с натуры, а у себя дома, — эти рисунки дарил мне. Их было шестнадцать. Он просил, чтобы я окантовала их и повесила в моей комнате», — вспоминала писательница в очерке «Амадео Модильяни».
Эта история полна эмоций и страсти, и, возможно, Рязанов включил картину Модильяни в фильм не случайно.
Значение «Девушки в матроске»
Репродукция «Девушки в матроске» в квартире Калугиной — это не просто украшение интерьера. Это тонкий намек на то, что строгая и сдержанная начальница кажется холодной и деловой на поверхности, на самом деле мечтает о такой же всепоглощающей любви, как у Ахматовой. Эта деталь раскрывает внутреннюю жизнь героини, ее стремление к чувственности и эмоциональной близости, которую она долгое время скрывала за маской суровой женщины. Людмила Калугина, как и героиня картины, мечтает о страстной любви, даже если сама себе в этом не признается.
Эльдар Рязанов мастерски использовал элементы визуального повествования, чтобы передать глубокие эмоциональные слои своих персонажей. Картина Модильяни служит своеобразным символом того, как кино может содержать скрытые смыслы и посылы и обнаруживать свежие подтексты. И, возможно, эта деталь заставит вас пересмотреть «Служебный роман» новым взглядом.