Эту «дрянь» в СССР настойчиво продвигали власти, но народ от нее открещивался: что было не так с нейлоновыми шубами
В советскую эпоху одежда из меха была не только практичной необходимостью для холодных зим, но и мощным символом статуса. Однако история развития меховой промышленности в СССР — это не только о натуральных мехах. Искусственный мех, который активно продвигался советской властью начиная с 1950-х годов, оказался не столь успешным, как планировалось. Почему советские граждане не приняли «нейлоновые шубы», несмотря на все усилия властей?
Искусственный мех: химия на службе моды
После войны натуральный мех был дорогим и труднодоступным. Именно тогда на сцену вышли искусственные материалы. Летом 1955 года газета «Ленинградская правда» объявила о начале массового производства искусственного каракуля из капроновых и вискозных волокон: «Головные уборы, муфты, воротники, манто из искусственного каракуля не боятся снега и дождя, прочны в носке». Журнал «Работница» добавлял: «Только опытный специалист сможет отличить эти шкурки от натурального каракуля» (цитирует советские издания журнал «Собака.ru»).
Советская власть видела в химизации одежды возможность одеть всю страну. Никита Хрущев лично поддерживал эту идею, подчеркивая, что синтетика поможет решить проблему дефицита. Он сам гордо носил шапку из искусственного меха, не уставая хвалить ее за сходство с натуральной.
Разочарование в синтетике
Однако реальность оказалась далека от ожиданий. Первые партии искусственных шуб, выпущенные в конце 1950-х годов, имели серьезные недостатки. Нейлоновые шубы плохо защищали от холода, быстро теряли форму, а их ворс сваливался. Кроме того, изделия часто имели неэстетичный вид, ограниченную цветовую палитру (чаще всего черный цвет) и неприятный запах, который проявлялся в тепле.
Иностранные шубки из синтетики, напротив, вызывали восхищение. Их привозили из заграничных поездок как престижные вещи, символизирующие принадлежность к высшему социальному слою. Но и у них были свои недостатки. Нейлоновый мех пачкался, а технологии химической чистки для таких изделий в СССР на тот момент не существовало. Домашняя стирка часто портила шубы, особенно с некачественной подкладкой.
Писатель Самуил Шатров в сатирическом произведении «Нейлоновая шуба» (1962) ярко описал провал подобных изделий. Шуба, привезенная профессором из заграничной поездки, оказалась бесполезной не только для носки, но и для тушения пожара в колхозной конюшне. Эта ироничная история отражала общее разочарование советских граждан в искусственном мехе. Экранизация этой истории — фильм «Нейлон 100%» (1973 год) — не нашла широкой аудитории, поскольку в обществе интерес к синтетике к тому времени угас.
Еще более критично к нейлоновым шубам отнесся дуэт Рязанова и Брагинского в фильме «Зигзаг удачи» (1968 год), где герой Евгения Леонова резко отзывается о такой одежде: «Эта дрянь и задаром не нужна».
Это высказывание передавало общее отношение советских граждан к изделиям из синтетического меха, произведенного внутри страны.
Несмотря на попытки властей продвинуть искусственные материалы как символ прогресса, они не смогли заменить натуральный мех в глазах населения. Искусственные шубы стали скорее символом временного благополучия, чем долговечной роскоши.
В конце 1950-х и в 1960-х годах шубы из нейлона в СССР воспринимались как временное явление. Они не смогли конкурировать с натуральными мехами по практичности и престижу. Как писала историк Наталия Лебина в книге «Повседневность космоса и кукурузы», искусственная одежда этой эпохи часто становилась «симулякром» — подделкой, которая пыталась передать дух благополучия, но не выполняла своих функций.
А вы помните нейлоновые шубы?