Этот вопрос поставил в тупик знатоков «Что? Где? Когда?»: догадаетесь про колыбельную султана Сулеймана?

Иногда в игре «Что? Где? Когда?» звучат вопросы, которые одновременно просты и сложны. Их суть — во внимательности, логике и способности сложить цепочку из культурного или исторического контекста. Один из таких вопросов прозвучал 26 ноября 2005 года, в пятой игре осенней серии юбилейных игр.
На тот момент счет был напряженным, а соперник — школьница Анна Евсикова из хутора Веселый Волгоградской области.
Против нее играла команда Михаила Смирнова в составе: Максим Поташев, Борис Левин, Евгений Емельянов, Сергей Овчинников, Леонид Тимофеев и капитан Михаил Смирнов.
Вопрос сопровождался видеовставкой. На экране появилась актриса в традиционном костюме, исполнявшая колыбельную XV века, которую якобы пела кормилица маленькому Сулейману — будущему султану Османской империи.

В песне поется о пяти принципах владения страной. Четыре из них были озвучены.
Они шли в виде цепочки:
Чтобы воины воевать — нужно воинов содержать,
Чтобы воинов содержать — нужно денежки иметь,
Чтобы денежки иметь — народ должен быть богатым,
Чтобы народ был богатым — султан должен быть мудрым…
А вот пятая строка — первая по порядку, но скрытая от игроков — и стала тем самым вопросом:
С чего начиналась эта колыбельная?
То есть — что является первым и главным принципом владения страной?
Команда начала разматывать цепочку в обратном порядке. Поташев правильно подметил структуру: конец каждой строки становился началом следующей. Получается, перед строчкой «чтобы воины воевать» должна быть еще одна — логически обосновывающая, откуда вообще берутся воины.
Рассуждения команды свелись к очевидному ответу: чтобы были воины, нужно, чтобы рождались мальчики. Эта мысль звучала в обсуждении несколько раз, но в окончательном ответе знатоки решили подать ее в виде:
«Надо мальчиков рожать, чтобы войны воевать».
И… ошиблись. Попробуйте решить, что же пелось в первой строчке на самом деле.
Правильный ответ:
«Чтоб тебе владеть страной, нужно войны воевать».
Команда оказалась буквально в полушаге от истины. Они верно восстановили структуру песни и суть принципа, но сделали ставку на биологический подход. Тогда как с точки зрения государственной идеологии, основа Османской империи была в силе и военной мощи: война — как способ удержания власти.
Школьница из хутора Веселый принесла телезрителям победное очко. А знатоки, несмотря на блестящий ход рассуждений, уступили со счётом 5:6.
Поздравляем, если угадали! Но не расстраивайтесь, если ваш ответ был неверным. Скорее всего, повезет в следующий раз.