Sport24109316, г. Москва, Волгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logo
Жизнь
29 мая 2023, Понедельник, 14:30

Этот фильм в СССР запретили одним из первых. Власть возмутили полуголые комсомольцы и антисоветский скандал

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Он вышел в прокат почти через 40 лет.

Зарождение фильма «Строгий юноша» началось после того, как писатель и драматург Юрий Олеша показал режиссеру Абраму Роому оригинальный сценарий будущего произведения. Роом остался доволен прочитанным. Собрав команду талантливых энтузиастов, он принялся к воплощению написанного на бумаге в реальность.

Ничто не предвещало проблем с выпуском фильма. Более того, на обсуждении в Доме советских писателей при участии представителей культуры сценарий «Строгого юноши» был встречен весьма положительно. Его даже включили в однотомник «Избранного», который вышел в Москве в 1935 и 1936 годах. После этого сюжет запустили в кинопроизводство, назначив режиссером Абрама Роома.

youtube.com

В основе картины лежал любовный треугольник, в котором состояли пожилой хирург Степанов, его привлекательная жена Маша и комсомолец-спортсмен Гриша Фокин, влюбившийся в нее. Маша пользуется популярностью у мужчин и даже не пытается как-либо противиться этому. Так что ухаживания Гриши, который в фильме предстает в роли положительного персонажа и настоящего Аполлона, она принимает. В фильме не только не поддается критике сама мысль о неверности, но и никак не осуждается прямая измена Маши своему супругу. Это, само собой, никак не соответствовало официальной политике партии.

На примере главного героя картины в лице Гриши можно было понять, что шансов пройти строгий цензорский контроль советских чиновников у фильма практически нет. В отличие от каноничных героев сталинского кинематографа, которые не думали, а действовали, в фильме Абрама Роома все было иначе. Гриша был слишком рассудительным, вольно думающим и скептически настроенным ко всему окружающему. Что шло в разрез с политикой СССР — по мнению чиновников, идеальным главным героем в советском кинематографе был человек, который доверяет партии и не мешает ей выбирать верный курс.

youtube.com

Фильм снимался на студии в Киеве и должен был выйти в прокат в 1935 году. Поначалу никто из съемочной команды даже не подозревал, что их труд может стать напрасным из-за цензуры. Но 28 июля 1936 года об этом задумались абсолютно все люди, связанные с фильмом. В тот день в газете «Кино» вышло постановление о запрете картины «Строгий юноша». В качестве обоснования «бана» были взяты за основу следующие обвинения — «формализм», «отрыв от действительности» и «неясность концепции».

«Может быть, в жестоком крахе, который потерпел этот фильм, а вместе с ним и автор сценария, было «виновато» не только содержание, сомнительное с точки зрения идеологии, но и замечательная внешность его героя, которая помогала особенно выразительно донести до зрителя основную идею фильма. Внешность Димы Дорлиака не имела ничего обшего с внешностью нового советского человека — рабочего-стахановца, инженера, командира Красной армии. А идея фильма заключалась в том, что, по мысли Олеши, в новом социалистическом обществе должен был быть создан тип совершенного социалистического человека — идеального не только по своим внутренним идейным качествам безукоризненного большевика, но и внешне представляющего собою гармоническое совершенство, то есть некое подобие древнегреческих юношей — дискоболов и атлетов. И эта идея показалась политконтролю настолько вопиюще противоречащей основным идеологическим положениям большевизма, что фильм был провозглашен «антисоветским по духу, проникнутым фашистской идеологией», автор сценария — талантливый Юрий Олеша — был подвергнут литературному остракизму, а режиссеру Роому вынесли строгое порицание с запрещением впредь самостоятельно ставить фильмы», — писал Юрий Елагин в книге «Укрощение искусств».

youtube.com

Фильм Абрама Роома пролежал на полке целых 38 лет. Его премьера состоялась лишь в 1974 году. Торжественное событие произошло в московском кинотеатре «Повторного фильма». С того дня эта картина входит в коллекцию Госфильмфонда как киноклассика России.

«Если бы картина Абрама Роома «Строгий юноша» вышла в 1935 году, а не была положена на полку — то все направление, сделанное Антониони, — съемки длинными кусками, монтаж внутри кадра — появилось бы на четверть века раньше. А так был пропуск, а потом в другом месте это придумывают снова», — говорил российский кинорежиссер Савва Кулиш.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0