«Это непорядок, что Гайдай получает такие суммы». Великого режиссера травили после успеха его фильма

Леонид Гайдай, пожалуй, лучший комедийный режиссер СССР. Все его картины имели большой успех среди зрителей. Даже несмотря на жесткие и порой бессмысленные придирки со стороны цензоров, вырезавших иногда даже, казалось, безобидные моменты, комедии Гайдая были тонкими, острыми и смешными.
Даже «Иван Васильевич меняет профессию» — фильм, который был снят не по оригинальному сценарию, а по произведению Михаила Булгакова, Гайдай умудрился сделать очень смешным. И именно эта картина стала для режиссера одной из самых успешных с финансовой точки зрения.
«Еще до премьеры Леонид Гайдай получил довольно солидный гонорар — шесть тысяч рублей за режиссуру и две тысячи за сценарий. А поскольку согласно условиям работы в ЭТО (Экспериментальное творческое объединение киностудии «Мосфильм») создателям успешного фильма начислялись еще и проценты от проката, суммарный заработок Гайдая за картину в итоге составил 18 тысяч рублей — на тот момент бешеные деньги!», — писал в своей книге «Леонид Гайдай» Евгений Новицкий.
Подобный успех не мог оставить в стороне других киноделов и, конечно, привлек внимание властей. Вот как вспоминал этот эпизод руководитель ЭТО режиссер Григорий Чухрай:
«Наши коллеги-кинематографисты подозрительно присматривались к нам:
— Что за странная контора. Зачем им это?..
— Не понимаете зачем? Чтобы нагреть руки! Чухрай и Познер не дураки, они своего не упустят…
— Слыхали? Гайдай получил за «Ивана Васильевича» восемнадцать тысяч. Представляете, сколько они загребли себе?!
Меня вызывают в ЦК.
— На вас поступают жалобы. Ваши режиссеры наживаются.
— Мы работаем в точном соответствии с Постановлением Совета Министров СССР.
— Но это же непорядок, что Гайдай получает такие суммы.
— Напротив, порядок. Фильм Гайдая собрал 56 млн зрителей. Государство получило огромные суммы. Гайдай получил то, что ему положено.
— Но другие люди получают значительно меньше…
— Они и дают государству несравнимо меньше. Их фильмы не окупают в прокате даже четверти затрат на их производство. Пусть они снимут такой фильм, как Гайдай, и они заработают столько», — рассказал Чухрай.
В итоге ЭТО просуществовало до 1976 года. При поддержке объединения Гайдай выпустил еще один фильм — «Не может быть». После этого студия была закрыта. Против воли ее создателей.
«Нам мешали все десять лет. Но ничего не получалось. Студия оказалась жизнеспособна и экономически сильна. Она не «прогорела», как предсказывали наши противники. Это был здоровый процветающий организм. И тогда студию убили, как убивают сегодня опасного конкурента», — вспоминал Чухрай.
Получается, даже в Советском Союзе Гайдай умудрялся работать по законам рынка. И даже неплохо за это получать. Оно и логично. Так как делал он, не делал никто.