Концепция фиджитал (physical + digital) обозначает слияние физической и цифровой реальности. Она все глубже проникает в нашу жизнь и меняет не только такие масштабные сферы деятельности, как образование, наука, медицина, спорт, но и повседневные процессы, такие как работа, развлечения и просто общение. В итоге многие из нас, даже сами того не зная, становятся «фиджитал-людьми».
Фиджитал-движение начало формироваться с распространением смартфонов и доступа к высокоскоростному интернету. Это позволило людям постоянно находиться онлайн, что в свою очередь способствовало активному сближению реального и цифрового миров. Социальные сети, мессенджеры и онлайн-платформы стали новой ареной для взаимодействия и самовыражения, и это касается не только молодежи.
«До появления фиджитал человек жил на стыке двух пространств — реального и воображаемого. Теперь к нему добавилось еще одно — киберпространство, куда мы не перемещаемся физически, но транслируем туда свою личность, и воспринимаем оттуда информацию, которая трансформирует нас в реальности, — рассказывает профессор кафедры психологии Московского государственного университета спорта и туризма Владимир Плешаков. — От этого меняется мировоззрение, самосознание, потребности и мотивы деятельности. И киберпространство играет огромную роль. У человека есть четыре основных вида деятельности — общение, игра, учение и труд. И все они так или иначе представлены в киберпространстве. Так что современные люди — особый вид, мы уже не просто homo sapiens (человек разумный), мы уже homo sapiens cyberus (человек разумный киберсоциализирующийся), и уже даже можно говорить о понятии homo phygitalis — человеке, живущем на стыке физического и цифрового пространства».

То есть, фиджитал формирует нового человека, который на постоянной основе совмещает традиционное и цифровое взаимодействие друг с другом и окружающим миром. В чем это выражается на практике, и почему многие из читателей сами являются фиджитал-людьми?
Один из ярких признаков — неотъемлемое присутствие в жизни различных смарт-устройств. Зачастую это не только смартфон, но и «умные» часы, планшеты и прочие гаджеты, которые не просто становятся постоянными спутниками человека, но и помогают организовывать его социальную, профессиональную и бытовую жизнь. С помощью карманного девайса люди могут спланировать день, вызвать такси, посчитать количество потраченных калорий, запустить пылесос или просто выключить свет на кухне.
Еще одно серьезное явление фиджитала в нашей жизни — возможность при помощи гаджета и интернета мгновенно выйти на фактически бесплатную связь с любым человеком в любой точке планеты. А еще провести в онлайне совещание или принять участие в лекции. Фиджитал-человек не уходит из реальности в «цифру», но оба способа общения воспринимает как нормальные.

Фиджитал трансформировал потребление информации и развлечений. Раньше у печатных книг, газет и классических радио и телевидения не было альтернатив. Теперь есть электронные книги, интернет-порталы, стриминговые сервисы и платформы. Это меняет потребительские привычки и вкусы аудитории. Человек все больше использует цифровые инструменты для решения задач «реальной» жизни — от заказа еды или продуктов или поиска сантехника через приложение для онлайн-образования или консультаций с врачом через мессенджер.
Даже само общение меняется. С появлением социальных сетей и мессенджеров у людей стало намного больше переписки. А это, в свою очередь, породило целый пласт культуры, позволяющий более емко и красочно выразить свою мысль или эмоцию — эмодзи, стикеры, гифки, мемы. В свою очередь, появившись в цифровой среде, они не остались там, а выплеснулись в повседневную культуру.
Интернет-тренды, поп-культурные явления, постоянно возникающие новые слова, мемы из фильмов, игр, видео — все это влияет на общий языковой ландшафт. Многие термины и выражения, зародившиеся в сети, теперь широко используются в СМИ, искусстве, рекламе, образовании и даже бизнес-коммуникации. А те же мемы часто становятся вирусными и переходят из интернета в реальную жизнь, становясь своего рода культурными маркерами, позволяющими определить «своих» в незнакомой среде. Так что это все — признаки нового фиджитал-общения.

Мода и искусство под влиянием фиджитал-движения становятся более экспериментальными и смешивают виртуальные и физические элементы. Примеры включают использование QR-кодов в одежде и создание цифровой моды, показы которой можно «посетить» в онлайне. Музыканты вовлекают фанатов в интерактивные музыкальные опыты, типа концертов в мета-вселенных, что стирает границы между артистом и аудиторией.
Активно развивается фиджитал-искусство. Например, картины или арт-объекты сначала создаются в цифровом виде (зачастую, при помощи нейросетей), а затем «приходят» в реальный мир при помощи 3D-принтеров или специальных интерактивных инсталляций, которые реагируют на движения или даже эмоции зрителей. А уж какое пространство для творчества и его презентации открывают технологии дополненной и виртуальной реальности.
Галереи и музеи по всему миру начинают признавать фиджитал-искусство, создавая специальные пространства для его демонстрации. А в Москве в сентябре 2023 года открыла свои двери первая галерея фиджитал-искусства VS Gallery. Но, следуя базовому закону фиджитала — существует множество онлайн-платформ, где можно посмотреть как на реально существующие объекты искусства, так и на цифровые произведения.

Фиджитал-движение влияет на формирование ценностей среди молодежи, смещая фокус на цифровую грамотность. Молодым людям теперь чаще интересны последние технологические тренды, киберспорт, цифровое искусство и виртуальные развлечения. За этим «подтягиваются» и соответствующие сферы.
Например, в России появился фиджитал-спорт, который позволяет участникам показывать свои навыки как в цифровом мире, так и на реальной площадке. С осени 2022 года регулярно проводятся Фиджитал Игры, в которых участвуют звезды классического и цифрового спорта. Среди них бывшие футболисты сборной России, чемпионы мира по баскетболу, профессиональные хоккеисты и автогонщики. В соревнованиях уже выступили команды из Аргентины, Бразилии, Испании, Ирана, Камеруна, Китая, Сербии, Турции и многих других стран.
Уже в феврале–марте 2024 года в Казани состоятся Игры Будущего, где ожидаются около двух тысяч спортсменов из более чем ста команд. И концепция фиджитал охватит не только спортсменов, но и зрителей — чего только стоит «виртуальный» стадион, где можно усадить цифровых аватаров. Это мероприятие будет задавать новые тренды в мире спорта.
В настоящий момент новое движение объединяет уже пять направлений, которые называются «вызовы». Помимо спортивных дисциплин, где участники, условно, сперва играют в футбольный симулятор, а затем выходят на поле, существуют дисциплины совсем иного характера. К примеру, «Битва роботов» или «Гонка дронов». В этих соревнованиях спортсмены сами должны спроектировать, собрать и запрограммировать робота или беспилотник, а затем вывести его на арену.
Нет сомнений, что фиджитал-движение по ходу развития технологий (того же искусственного интеллекта) продолжит расти и развиваться, видоизменяя и делая более эффективными и удобными все сферы нашей жизни. Фиджитал — это не преходящая мода, а мощный технологический и культурный тренд, формирующий нового человека и определяющим то, как мы взаимодействуем друг с другом и миром. Это стоит понимать, и за этим стоит следить, чтобы оставаться в курсе самых актуальных изменений в нашем обществе.

