Новый спорт и новая реальность — перспективы фиджитала как точки приложения новейших технологий

Фиджитал-спорт по меркам спортивной истории — совсем еще младенец. Серьезно о нем впервые заговорили в сентябре 2021 года, когда заместитель Председателя Правительства России Дмитрий Чернышенко презентовал концепцию Игр Будущего — 2024. Официальное признание фиджитал-спорта в нашей стране произошло 31 января 2023 года. Как и в случае с киберспортом, Россия сделала это первой в мире.
Каждый новый вид спорта, тем более связанный с диджитал, требует соответствующих технологий и развитой инфраструктуры. В случае с фиджитал-спортом речь пойдет не о привычных нам компьютерах и спортивных площадках, а о масштабном развитии технологий, к которым человечество только подбирается.

В поисках баланса
Максимально простое объяснение фиджитал-спорта — это объединение классических видов спорта и цифровых дисциплин, которое поможет людям «гармонично развиваться, не выбирая между компьютером и спортзалом». Этот подход описывает инфраструктурную базу фиджитал-спорта, где выделяются две основные составляющие.
Первая — киберспортивная: компьютеры, клавиатуры, мыши, консоли, джойстики, экраны, смартфоны. Фактически это все, что требуется киберспортсменам для тренировок и участия в соревнованиях. Их основная активность — моторика рук и восприятие всего происходящего с экрана. За примерно 20 лет активного развития киберспорта в мире эта база практически не поменялась. Компьютерные клубы начали появляться еще в 90-е годы. Многие из них объединились в сети, покрывающие сразу несколько городов.

Вторая — классический спорт: стадионы, арены, спортивные залы и площадки с соответствующим оборудованием и инвентарем. Тут все еще более понятно и привычно — почти каждый бывал на стадионах или видел соревнования по телевизору или в сети.
Большинству фиджитал-дисциплин для проведения тренировок и соревнований будет достаточно этих составляющих. Например, для фиджитал-футбола потребуется приставка для игры в цифровой футбол, большой экран и контроллеры, а затем стандартная площадка для мини-футбола. Для фиджитал-тактического боя — компьютеры с периферией и игрой CS:GO, Warface или Standоff 2, а затем арена для лазертага. Большинство дисциплин фиджитал-спорта в его нынешнем виде представляют собой функционально-цифровое двоеборье, происходящее раздельно в реальном и виртуальном мире.

В то же время существуют битвы роботов и гонки дронов. Спортсмены через специальные контроллеры управляют своими «подопечными» не в виртуальном, а в реальном мире. Но и здесь участник соревнований проявляет ту же активность, что и киберспортсмен, а всю «физическую» часть за него исполняет робот или дрон. Особняком стоят игры Just Dance — спортсмены и в реальном мире должны максимально близко к оригиналу воспроизвести танец, который показывается на экране, и система начисляет им баллы за успешно выполненные движения.
Синергия подходов
Здесь в игру вступают цифровые технологии, находящиеся на острие прогресса и объединяющие классический и цифровой спорт.

Mixed Reality (MR) — смешанная реальность, в некоторой степени совмещение AR и VR, позволяющее видеть взаимодействие реальных и виртуальных объектов. Но самое главное — там появляется точка их соприкосновения. То есть человек в специальных очках и тактильных устройствах может и видеть, и чувствовать виртуальные объекты. Например, уже сейчас при помощи очков HoloLens можно устраивать спарринги с голографическими соперниками-аватарами в реальном физическом пространстве. Условно говоря, проведение соревнований по фехтованию, при которых спортсмены могут находиться в тысячах километрах друг от друга, каждый на своем ринге, но при этом полноценно выступать и ощущать уколы соперника, уже не фантастика.
Перспективы и интересы фиджитал-спорта в этом плане способствуют развитию системы IT-образования в России. Ведь технологии VR и MR необходимо разрабатывать. «В течение последних десяти лет наши ребята стабильно занимают первые, максимум — вторые места на чемпионатах по математике, физике, программированию. Сейчас ситуация кардинально поменялась, поэтому компетентные специалисты могут направить свои навыки на то, чтобы в России появились цифровые решения, которые станут лидирующими на мировой арене, — рассказала директор по цифровизации госкорпорации «Росатом» Екатерина Солнцева. – На мой взгляд, спортивный характер, цифровые компетенции и объединение реального и цифрового мира дадут нам гигантский прорыв».

Имеющиеся технологии и инфраструктура, а также предстоящие Игры Будущего позволят фиджитал-спорту заявить о себе во всем мире. Новые технологии, которые пока еще сами проходят этап становления и развития, позволят ему быстро двигаться вперед и завоевывать сердца огромного количества как профессиональных спортсменов, так и любителей.