Игры и киберспорт

Stop Killing Games: как игроки борются за сохранение цифровых игр и своих прав

Angelica Corneliussen/shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Гемеры против корпораций.

В последние годы игровая индустрия все чаще оказывается в центре скандалов и споров. Корпорации стремятся максимизировать прибыль любыми способами, а критики обвиняют видеоигры во всех бедах — от зависимости до морального разложения. Вокруг какой-то сплошной конфликт и разногласия — не проходит и недели, чтобы кто-нибудь против чего-нибудь не бунтовал.

И вот сейчас вовсю набирает обороты новое движение геймеров — Stop Killing Games («Прекратите убивать игры»), которое собрало уже миллионы подписей под петицией. И интересно оно не только самим фактом своего существования, но и тем, какие вопросы поднимает — очень в духе современности.

В общем, рассказываем, в чем же суть Stop Killing Games.

Первая искра протеста

Началось все с Ubisoft, количество скандалов вокруг которой уже превышает все мыслимые рекорды. В конце 2023 года они объявили о закрытии серверов своей гоночной игры The Crew, вышедшей еще в 2014 году. Казалось бы, обычная история: серверы устаревших онлайн-игр периодически отключают, чтобы освободить ресурсы под новые проекты. И The Crew не была исключением.

Только вот изначально игра распространялась на платной основе, плюс в ней были микротранзакции — то есть люди платили за нее Ubisoft деньги, а многие еще и продолжали нести свои кровные за дополнительный контент. А так как в ней не было одиночного режима, люди просто потеряли доступ ко всему, во что инвестировали.

В марте 2024 года Ubisoft начала отзывать лицензии у игроков, которые купили The Crew, обосновав это тем, что в пользовательском соглашении есть пункт о том, что покупка — это на самом деле аренда, а не владение. Ясное дело, это вызвало шквал возмущения среди фанатов.

В ноябре 2024 года двое жителей Калифорнии, Мэтью Кассел и Алан Лю, даже подали коллективный иск против Ubisoft, обвинив компанию во вводящей в заблуждение рекламе и нарушении закона о потребителях, поскольку они действительно не получили то, за что заплатили. Но только вот в июне 2025-го им пришлось добровольно отозвать свое заявление, и дело было закрыто из-за их юридически слабой позиции. Во-первых, в пользовательском соглашении действительно есть пункт о том, что игра требует интернет-соединения, и компания оставляет за собой право отозвать доступ, уведомив об этом игроков за 30 дней. Ну а во-вторых, на коробке имелась надпись «требуется онлайн» и пояснение об условиях отключения мелким шрифтом. Плюс предлагалась и замена — The Crew 2 за €1 как своего рода компенсация перед полным отключением серверов.

В общем, с юридической точки зрения Ubisoft была абсолютно чиста, и ребята бы точно никак не выиграли. Но дело получило продолжение.

youtube.com

Реакция властей

Главным лицом Stop Killing Games стал YouTube-блогер Скотт Росс, который и запустил инициативу, требующую создания одиночного режима в онлайн-играх, закрепленного юридического права собственности на купленные игры и права создавать частные серверы для отключенных игр для игроков. Благодаря большой аудитории блогера идея о спасении игр получила широкое распространение по всему миру — его ролики и выступления достигли миллионов, вызвав масштабное обсуждение и, как следствие, появление жалоб и обращений в регулирующие органы.

Первой победой движения стало принятие закона AB 2426 (Assembly Bill) осенью 2024 года, требующего, чтобы цифровые магазины (Steam, PlayStation Store, eShop и т. д.) четко информировали покупателей, что они приобретают лицензию, которая может быть отозвана, а не право собственности на цифровой товар. В том числе он ограничивает употребление слов «купить\приобретать», которые могут ввести в заблуждение пользователей.

Но на этом временно все застопорилось — игровой бизнес и власти не спешили поддерживать предложение. Например, европейская ассоциация Video Games Europe заявила, что такие требования слишком дорого обходятся и ограничивают свободу разработчиков, а MMO-игры и вовсе не предназначены для одиночного прохождения. Также они выразили опасения насчет того, что частные серверы не могут гарантировать безопасность данных, да и через них довольно легко распространять нелегальный контент. Другие местные органы власти, вроде Британского Парламента, просто отмахивались от геймеров — там дело просто не получало ход.

youtube.com

Новая надежда

Но лазейка все же нашлась. Есть в Европейском Союзе особый инструмент — European Citizens' Initiative (Европейская гражданская инициатива). Это механизм, который позволяет обычным людям напрямую предлагать законодательные изменения в ЕС, если они соберут достаточное количество подписей — этакая демократия снизу.

На данный момент петиция Stop Destroying Videogames собрала уже более 1,4 миллиона подписей — это значит, что теперь Европарламент будет обязан ее рассмотреть. Конкретно эта инициатива направлена на предотвращение удаленного отключения видеоигр издателями до тех пор, пока не будут обеспечены разумные способы продолжения работы этих игр без участия издателя.

Кстати, официальными представителями этой петиции являются некие Даниэль Ондурска (Daniel Ondurska) и Алексей Вьялисин (Aleksei Vjalicin), а не Скотт Росс, как главное действующее лицо кампании. Все потому, что Скотт не является гражданином ЕС и не может быть официальным организатором инициативы, но зато может активно поддерживать ее со стороны.

Впрочем, это не помешало кому-то подать на него анонимную жалобу в Еврокомиссию, в которой утверждается, что Росс Скотт якобы потратил до 2000 часов работы, что эквивалентно профессиональной маркетинговой и пиар-деятельности стоимостью до €147 000, и это, по мнению жалобы, не было учтено как вклад выше порога €500, требующий декларирования согласно правилам Европейской Гражданской Инициативы. Это необходимо для того, чтобы убедиться в том, что созданная петиция — это действительно независимая общественная инициатива, а не проект, финансируемый или управляемый какими-то скрытыми группами с собственными интересами (например, крупными корпорациями, политическими лоббистами или иностранными государствами).

В ответ на жалобу Скотт заявил, что он лишь добровольно помогал организаторам, без контрактов или оплаты, и до начала кампании EU-офисы дали согласие на его участие. Так что согласно правилам ECI его волонтерская помощь не требует регистрации как спонсорской поддержки, и он не обязан был присутствовать как организатор.

Дата слушания по петиции пока что не назначена, да и предсказать исход дела невозможно, но то, что геймерам удалось достучаться «до верхов» — это уже победа. Скоро узнаем, что будет дальше.

А что Ubisoft

А что же Ubisoft, с которой все началось? На фоне общественного давления компания выступила с заявлением. Они написали, что «понимают обеспокоенность сообщества», но продолжают верить, что их подход — «необходимость двигаться вперед». Позже, во время собрания акционеров, генерального директора Ubisoft — Ива Гиймо — напрямую спросили, почему компания убила The Crew. Он ответил, что «старые игры нужно отпускать», а «возможность сохранения доступа требует ресурсов, которые разумнее потратить на развитие новых проектов».

Однако кое-что все-таки сдвинулось с места: Ubisoft официально подтвердила добавление офлайн-режима. Он будет реализован как гибридный: часть функций останется онлайн, но игроки смогут полноценно запускать игру без подключения к серверам.

Инициатива Stop Killing Games — это не просто очередной геймерский протест, а отражение новой реальности. Она поднимает вопросы, которые еще буквально десять лет назад казались бы странными — например, цифрового устаревания.

Почему SKG — это важно

Игры — это не только товар, но и часть культурного наследия. Да и действительно хочется всегда иметь доступ к тому, за что ты заплатил — пусть даже если ты возвращаешься к любимому тайтлу раз в пятилетку, чтобы поностальгировать. И если с одиночными проектами все куда проще, то многопользовательские игры, у которых есть своя огромная аудитория, вынуждены просто умирать.

Но нельзя забывать, что у индустрии есть свои реалии: поддержка старых проектов требует ресурсов, собственной команды с зарплатой и инфраструктуры. И поддерживать их бесконечно невозможно — все-таки это тоже бизнес, и если игра становится убыточной — то есть расходы на ее поддержание начинают превышать приносимый доход, — для компании действительно проще закрыть серверы.

И это сейчас таких вот игр пока немного. Но время идет, и их будет становиться все больше. А значит, так или иначе, вопрос будет подниматься еще не один раз, пока не найдется окончательное решение, которое удовлетворит все стороны.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0