Сочная новинка для любителей стратегий с уклоном в менеджмент: в тайкуне Two Point Museum нужно строить свой музей

Тайкуны — жанр, который пережил немало трансформаций: в нем есть и хардкорные экономические стратегии, ломающие мозги, и легкие, забавные игры, в которые здорово сбегать на пару вечеров из реальной жизни. Что ж, в рядах экономических симуляторов пополнение: Two Point Studios, основанная ветеранами Bullfrog Productions, которые работали над эталонной Theme Hospital и прославились благодаря своим юмористическим и одновременно с этим глубокими проектами, выпустила свою очередную игру, расширяющую вселенную Two Point City. После больниц и университетов они предлагают нам взять под крыло новый тип серьезных заведений — музеи. Рассказываем, что же у них вышло.
Основа геймплея
Завязка проста: вы — крайне талантливый организатор выставок, которому достается разоренный музей. Все, что у вас есть, — это огромное пустое здание и парочка пыльных экспонатов. Как и водится в тайкунах, вам нужно превратить эту дыру в Мекку для всех жаждущих знаний. Конечно же, крайне прибыльную.
В первую очередь вам нужно будет раздобыть новые артефакты, а для этого понадобятся эксперты, которых нужно будет отправлять в экспедиции. В этом и заключается, пожалуй, одна из самых интересных механик Two Point Museum: вместо простой покупки нужно будет потихоньку открывать карту и командировать в новые точки своих Индианов Джонсов, чтобы они разыскали что-нибудь этакое для вашей выставки. Но все не так просто: иногда поиски будут сопряжены с различными опасностями вроде зыбучих песков или змей, и избежать их поможет прокачка навыков — выживания, пилотирования или позитивного мышления. Так что придется следить за тем, чтобы ваши эксперты развивались. Ну и чем больше экспы они заработают, тем больше дополнительных навыков можно будет взять.

Но просто выставить в зал все найденные ценности — это только часть успеха. Скучная выставка не принесет прибыли, так что придется еще поработать над ее информативностью и визуальным оформлением с помощью различного декора. Чем выше показатель привлекательности — тем выше вероятность того, что благодарные посетители оставят донат за просмотр красивого или оставят свои денежки в сувенирном магазине.
Подобно реальным посетителям музеев, виртуальные гости будут нуждаться в простом человеческом покушать, попить и немного посидеть. За этим тоже придется следить, ведь чем больше хороших отзывов, тем выше рейтинг вашей выставки, а значит, больше людей захотят на нее прийти.

Если резюмировать, весь геймплейный цикл строится вокруг управления экспедициями, ухода за экспонатами и поддержания популярности музея всякими забавными финтифлюшками. Но скучно не становится, поскольку здесь постоянно есть чем заняться: если не собираешь экспедицию за новым артефактом, то чинишь старый, обучаешь персонал или даже просто разглядываешь своих забавных посетителей, среди которых будут профессора, туристы, готы, делающие селфи модники и даже семейка йети.
Здесь все развивается потихоньку, никто не вывалит на вас сразу все доступные опции, но процесс засасывает с головой: поначалу доступных предметов и развлечений для ваших посетителей будет немного. Но игра настолько грамотно построена, что ты даже не замечаешь, как в какой-то момент становится слишком много всего, за чем нужно следить. И это только верхушка айсберга: дальше вам дадут новые музеи.
Новые музеи
Ваш первый будет вечной классикой — палеонтологическим: кости, окаменелости и наглухо вмерзшие в лед первобытные люди (для которых, конечно же, понадобится постоянное поддержание соответствующей температуры). Но как только вы достигнете с ним определенного уровня прогресса, можно будет переключиться на выставки другого формата. Точнее, вас скорее вынудят.
Например, на особняк с привидениями, которой вас попросят превратить в музей сверхъестественного. И тут ситуация немного меняется: вашими экспонатами станут не только зачарованные портреты и жуткие куклы, но и самые настоящие призраки. Для каждого из них нужно будет создать особым образом обставленную комнату с мебелью соответствующей эпохи и окнами, чтобы ваши посетители могли за ними наблюдать — считайте, зоопарк. И ухаживать за ними должны уже не палеонтологи, а специалисты по сверхъестественному.

Но со сменой тематики поменяются не только экспонаты: ваши эксперты могут вернуться из экспедиций одержимыми призраками и перепугать всех гостей, которые начнут в панике носиться по музею, забывая платить донаты. Или того хуже — ваши собственные призраки взбесятся и начнут кошмарить гостей.
Между музеями разных тематик можно переключаться в любой момент: надоел один — всегда можно попробовать другой, и там всегда будет что-то новенькое. Но, вернувшись в первый, вы сможете использовать исследованные возможности второго. Например, нанять специалиста по сверхъестественному в морской музей, чтобы он нашел вам уникальную рыбу-призрака. Более того, в какой-то момент вас вынудят это сделать, поскольку для некоторых экспедиций понадобятся профессионалы профилей, отличающихся от темы вашего музея.
Режимы игры
Режим кампании буквально провожает игрока за ручку через подсказки от помощников и простые задания, постепенно открывая все механики. Но он настолько грамотно построен, что геймплей долгое время не утомляет. Единственное, если вы накосячили в одном из своих музеев, откатиться к началу не выйдет — придется выкручиваться с тем, что есть.
Также в игре есть классический режим песочницы, где можно настраивать уровень сложности, скорость старения экспонатов и доступность ресурсов. Это открывает широкие возможности для творчества и самовыражения, позволяя строить уникальные музеи с любой тематикой.

Подводя итог, можно сказать, что Two Point Museum — прекрасный представитель жанра тайкунов. В нем можно полностью расслабиться, доверившись подсказкам, и получать удовольствие от легкой юморной атмосферы, но если есть желание пошевелить мозгами, то никто не запрещает с головой погрузиться в микроменеджмент и довести систему до идеала, настроив в ней под себя каждый винтик — от стоимости входного билета до маршрутов сотрудников. В общем, крайне приятная игра вышла у Two Point Studios, которая совершенно точно порадует любителей поклонников жанра.
Где купить Two Point Museum
Two Point Museum вышла на PlayStation 5, Xbox Series X/S и на ПК в Steam (в том числе и на macOS и Linux). Стоит она всего $29,99, что для такого приятного проекта, в который вы, вполне вероятно, будете возвращаться еще несколько лет, вполне оправданно. Но есть проблема: SEGA, издавшая игру, не продает свои проекты на территории РФ. Так что в ней не только нет русского языка, но и покупка сопряжена с некоторыми танцами с бубном: тут или виртуальный переезд, или реселлеры, или платить за доступ к общему аккаунту.