Сам себе студия: популярные игры, созданные одним человеком

Обычно разработкой игр занимается целая команда: программисты, геймдизайнеры, дизайнеры уровней, аниматоры , сценаристы — количество должностей может исчисляться десятками.
Но есть великолепные проекты, при разработке которых все эти функции выполнял всего один человек. Некоторые из них даже стали культовыми и принесли своим создателям миллионы и всемирное признание.
О таких вот уникальных проектах и пойдет речь в нашем материале.
Stardew Valley

Stardew Valley, даже спустя 8 лет после релиза имеющая ежедневный онлайн под 100 тысяч человек, чуть не довела своего создателя до депрессии. Пять лет вчерашний студент факультета программирования Эрик Барон по 12 часов работал над игрой, по ночам подрабатывая хостом в клубе, и к релизу уже потерял всякий интерес к своему проекту. Помогла только поддержка его девушки, которая все эти годы была рядом.
Однако все мучения окупились: пиксельный стмулятор фермы принес автору 30 миллионов долларов и всенародную любовь. Сейчас же Эрик работает над своим новым проектом вместе с небольшой командой. Он называется Haunted Chocolatier и представляет собой симулятор кондитерской, который обещает во всех аспектах превзойти своего легендарного предшественника.
Minecraft

Самая продаваемая игра в мире, которую день ото дня продолжают запускать сотни тысяч пользователей несмотря на то, что ей уже 15 лет, и которая вот-вот получит собственную экранизацию с Джейсоном Момоа и Джеком Блэком — тоже творчество соло-разработчика. Легендарную кубическую песочницу с полной свободой действий создал швед Маркус Перссон, как и многие другие развлекавшийся геймдизайном и программированием в свободное от работы время. Кстати, с одной из работ ему пришлось уволиться как раз из-за будущего хита: в компании King, где он числился сотрудником, не любили, когда их люди получали доход на стороне.
Первая версия Minecraft увидела свет в 2009 году и два года провисела со статусом «в разработке», добравшись до официального релиза только к 2011. А в 2015 году Перссон продал права на песочницу Microsoft. Причиной послужила волна хейта, обрушившаяся на него после блокировки сервиса, позволявшего пользователям создавать свои сервера: родители школьников жаловались на то, что их дети тратят деньги на сомнительные предметы.
Маркус так и написал: «вызывать всеобщую ненависть, пытаясь делась правильные вещи, — не мое».
И напоследок фан факт: криперы из Minecraft должны были быть свиньей. Просто при создании модельки Маркус ошибся, и получился монстр.
Papers, Please

На создание остросюжетного симулятора работника паспортного контроля (а по-другому эту игру и не назовешь) Лукаса Поупа вдохновили многочисленные поездки по миру и очереди на таможне в аэропортах. Имея опыт работы в Naughty Dog и поддержку жены, работавшей программистом в 2K Games, он и создал игру, в которой нужно проверять документы у мигрантов, пытающихся попасть на территорию вымышленного государства Арстотцка.
Papers, Please получила массу положительных отзывов от критиков и 97% крайне положительных отзывов в Steam, снискав славу голубого и сюжетно проработанного политического симулятора несмотря на всю кажущуюся простоту. По ней даже неплохую короткометражку сняли.
Animal Well

Двухмерный платформер с элементами метроидвании весом чуть более, чем 30 Мб, стал неожиданным хитом первого полугодия 2024, получив на Metacritic 91 балл из 100 возможных.
Как и многие другие, создатель Animal Well Билли Бассо начал разработку игры в свободное от работы время, но в 2022 уволился, чтобы посвятить своему детищу все свое время. И не прогадал: игроки в восторге и хвалят игру за многослойность.
Manor Lords

Manor Lords — это средневековый градостроительный симулятор от соло-разработчика по имени Гжегож Стычень, именующего себя Slavic Magic (вдохновением для него, кстати, послужил мем про «Ведьмака»). Парень навел такую интригу, что перед выходом в ранний доступ игру добавили в желаемое больше 3 миллионов пользователей: это даже больше, чем у Hades 2.
Гжегож трудился над игрой долгих 7 лет, детально прорабатывая не только внутриигровые механики, но и аутентичность. Для создания исторически достоверных объектов он использовал фотограмметрию, захват движения и предварительно просчитанную симуляцию разрушений.
Vladik Brutal

Владислав Мещеряков, не имеющий никакого профильного образования, — простой парень из российской глубинки, который очень любящий видеоигры и всю жизнь мечтавший их создавать. Самостоятельно изучив матчасть, он выпустил чуть больше десятка мемных игр-анекдотов под названием Narko Games, после чего приступил к своему главному проекту — Vladik Brutal.
Пять лет он собственноручно создавал бумер-шутер в сеттинге пост-советской антиутопии, вдохновлявшись Half-Life и фильмом «Брат»: история начинается в точности как культовые приключения молчаливого физика, а главный герой даже носит такой же свитер, как Данила Багров. Потратив на игру около полумиллиона рублей, автор наконец выпустил ее в августе 2024 и неожиданно сорвал куш, попав на первую страницу Steam. Миллионером Владислав пока что не стал, но всенародное уважение точно заслужил.
Kenshi

Kenshi — это РПГ-песочница с такими возможностями, которые даже сложно описать, такое нужно прочувствовать самостоятельно. Здесь можно воровать, строить, собирать армию, попасть в рабство, потерять конечность и долго ползти до ближайшего города, чтобы купить себе протез. Карта здесь неописуемых размеров, а мир — живой, живущий по своим правилам, и ему абсолютно наплевать на игрока, который пытается в нем выжить.
Именно на этот мир создатель Kenshi, Крис Хант, потратил 12 (!) лет своей жизни. Игра стала одной из первых, появившихся в раннем доступе, когда в Steam появилась такая функция. Это позволило разработчику заработать денег и нанять небольшую команду себе в помощь. Правда, потом деньги закончились, и он снова остался один. Но ненадолго. У игры появилась масса фанатов, слухи расползались со скоростью света, и снова продажи поползли вверх, что позволило вернуть всех уволенных обратно в штат.
Five Nights At Freddy’s

Франшиза Five Nights at Freddy’s включает в себя с десяток игр, приблизительно столько же книг, несколько комиксов и даже один полнометражный фильм. У нее многомиллионная армия поклонников по всему миру, и сейчас даже сложно представить, что культовый хоррор вообще мог никогда не выйти.
Инди-разработчик Скотт Коутон с начала 90-х выпускал небольшие проекты, но они не пользовались популярностью. Те, которые вышли незадолго перед FNAF, получили настолько негативные отзывы, что автор даже решил уйти из игровой индустрии, но решил попытать счастья в последний раз.
Первая игра в серии разработана исключительно на силе собственной мотивации: выставленный на Kickstarter проект принес Скотту ровно ноль долларов. Но зато после релиза его ждал невероятный успех: игра завирусилась и принесла своему создателю миллионы. После выпуска огромного количества сиквелов Скотт объявил о том, что уходит на пенсию, потому что хочет вернуться в обычную жизнь.
Phasmophobia

Дебютный проект Дэниела Найта по прозвищу Dknighter про охотников за привидениями по замыслу автора должен был просто принести немного денег, чтобы он мог начать разработку следующей игры. Однако жуткий хоррор с поддержкой VR и возможностью кооперативного прохождения взорвал все чарты, даже обогнав по продажам предзаказы на Cyberpunk 2077 и Baldur’s Gate 3.
Вышедший в ранний доступ хоррор стримили все, кому не лень, а на пике популярности Phasmophobia добилась одновременного онлайна в 180 тысяч человек. Найту даже пришлось нанять себе в помощь небольшую команду, чтобы довести проект до полноценного релиза.
Bright Memory: Infinite

После релиза первой части Bright Memory никто не мог поверить, что за названием FYQD стоит всего один разработчик из Китая, потому что выглядела она восхитительно. Игра не только поражает своей восхитительной графикой, но и миром, представляющим собой смесь научной фантастики и китайской мифологии.
Infinite — это вторая часть проекта, немногим длиннее и с добавлением новых механик. Короткий экшн оставил неизгладимое впечатление на всех в него поигравших: игра собрала 91% крайне положительных отзывов.