Проиграла в демке Pragmata: если она в итоге и задушит механиками, то хотя бы сделает это небанально

На днях один из самых загадочных игровых долгостроев получил свою ознакомительную версию. Автор Sport24 Надежда Герасимова прошла демо нового творения Capcom и теперь рассказывает, что же такого интересного может предложить игрокам Pragmata.
Что такое Pragmata
Анонс Pragmata, равно как и первые просочившиеся в сеть геймплейные ролики, выглядели крайне занимательно: все же нечасто новые шутеры предлагают что-то свеженькое в плане механик. А тут и стрелять надо, и параллельно защиту врагов по ходу дела взламывать, и уворачиваться успевать — в общем, очень хотелось попробовать, как в это играется. Так что вопросов щупать или не щупать демо даже не стояло.
В двух словах о том, что же такое Pragmata. Это новая игра от Capcom, которую анонсировали еще в 2020 году вместе с PlayStation 5. Изначально она должна была выйти в 2022, потом в 2023. Потом она вообще надолго пропала с радаров, и стало казаться, что Pragmata уже никогда не выйдет. Но нет: летом сначала показали новый трейлер, потом покатали по выставкам демку, а во время минувшего The Game Awards выпустили пробную версию для простых смертных.
Pragmata интересна еще и тем, что это совершенно новый IP (интеллектуальная собственность) в линейке Capcom, а эти ребята, во-первых, относятся к своим франшизам крайне трепетно (названия Resident Evil, Devil May Cry, Street Fighter, Monster Hunter вам наверняка о чем-то до говорят). А во-вторых, свое портфолио в плане свежих игровых серий они давненько не расширяли. Так что что поглазеть на то, что сотворили культовые разработчики, было вдвойне любопытно.
Наш главный герой — космонавт по имени Хью, который оказывается на изолированной лунной станции «Колыбель». Там он встречает Диану — миленькую девочку-андоида, умеющую взламывать технику, вместе с которой они и будут пытаться выбраться из этого странного местечка.
Про бои с хакингом
Демка начинается сразу с самого интересного — с боя с андроидом. У Хью есть пистолет, но против железяки он крайне неэффективен: тут нужна помощь Дианы, которая может взламывать броню роботов, открывая таким образом окно уязвимости, в которое и нужно нанести как можно больше урона.
Реализовано это следующим образом: как только зажимаешь кнопку прицела, автоматически открывается окно взлома — поле с квадратиками, по которым нужно провести маркер до «выхода». Оказалось, делать это вполне удобно (по крайней мере с геймпада): прицел — LT, кнопки для взлома — x, y, a, b. Будет ли так же комфортно с клавиатурой и мышью сказать не могу, но подозреваю, что и тут дело обойдется без запутавшихся в кнопках пальцев.

Сама механика хоть со стороны и выглядит замороченной, на деле оказалась довольно простой в освоении. За получасовую демку, играя на обычном уровне сложности, я умерла всего один раз, и то случайно.
Про врагов и оружие
Всего врагов показали три типа. Первый — это простенькие андроиды вроде «Вовчиков» из Atomic Heart. Они довольно медленные и опасны только вблизи, поскольку атакуют чем-то вроде джедайского меча. Второй — это летающие дроны, вынуждающие тебя уворачиваться от выстрелов. Третьи — это мощные боевые роботы, похожие на тех, что были в «Робокопе». Правда, что они делают, узнать мне удалось: как-то довольно быстро удавалось с ними разобраться. И чем сильнее враг, тем больше поле для хакинга.
Показали и босса — все того же боевого робота, только куда покрупнее. Вот тут уже дело обстояло посерьезнее: он то пытался Хью задавить, то ракетами всю арену обстреливал. Но и Хью с Дианой появляются новые возможности — какой-то супервзлом и сильная атака, которую можно активировать, если отправить врага в стан. Сложным мне этот бой не показался — скорее, более веселым.

А вот оружия много не стали показывать. У Хью есть базовый пистолет, в котором никогда не заканчиваются патроны. Но если разрядить всю обойму — то есть сделать 6 выстрелов, — придется подождать, пока боезапас восстановится. Есть еще куда более мощный дробовик и сеть стазиса, на время обездвиживающая врагов. Но выстрелов каждой по четыре, и перезарядить эти пушки нельзя: как только все израсходуешь, нужно подбирать новое оружие. После первого прохождения демо выдают еще «Пронзающий рельсотрон», но тестировать я его уже не стала.
Из расходников есть еще узлы для взлома — это новые блоки, появляющиеся в окне хакинга, при прохождении через которые активируются особые эффекты (например, увеличивается окно уязвимости). Как и мощное оружие, их можно использовать ограниченное количество раз: как только израсходуешь весь запас, окно взлома станет базовым.
Про исследования
Основной же геймплей — по крайней мере, в демо — сосредоточен на исследовании многоуровневой лунной станции: нужно искать кнопки и рычаги, после активации которых открываются новые проходы. Скафандр Хью позволяет ненадолго и недалеко взлетать вверх, но этого вполне достаточно, чтобы преодолеть небольшие провалы. Правда, энергия довольно быстро заканчивается — надолго зависнуть в воздухе не получится.
Диана же может взламывать разные выключатели, открывающие путь для Хью: запускаются лифты, из стен выезжают новые блоки и прочее в таком же духе. Понятное дело, в демо-версии много не показали, но наскучить эта история не успела: то панель для взлома где-нибудь на высоте, и нужно успеть прожать кнопки до того, как у Хью закончится заряд скафандра, то вообще сама механика хакинга меняется.

Общее впечатление
Не могу сказать, что демка вызвала у меня какой-то невероятный восторг, но по крайней мере теперь понятно, что же такое Pragmata — и пока что все выглядит крайне занятно, да и играется приятно. В пробной версии прекрасно чувствуется потенциал для развития всех показанных механик: если они и могут по итогу задушить в финальной игре, то хотя бы сделают очень небанальным способом.
Единственный минус — довольно однообразный минималистичный антураж, который сложно назвать симпатичным: подобные космические станции были уже в сотнях научно-фантастических игр и фильмов. Но, во-первых, тут сложно придумать что-то действительно оригинальное. Во-вторых, судя по промо-материалам, в игре еще будет что-то поинтереснее. Ну и в-третьих, это все исключительно дело вкуса.
Зато оптимизировано все восхитительно — ноутбук даже не нагрелся.
Когда выйдет Pragmata
Pragmata выйдет 24 апреля 2026 года на ПК, Xbox Series X/S, PlayStation 5 и Nintendo Switch 2. Демка пока что доступна только на ПК в Steam. Правда, официально с российского аккаунта ее установить нельзя. Но есть лайфхак: посто вбейте в адресной строке браузера steam://install/4003800, и будет вам счастье.


