Почему Kingdom Come 2 нельзя пропускать: лучшая RPG 2025-го уже вышла

Kingdom Come: Deliverance 2 буквально произвел фурор в интернете: это тот самый редкий случай, когда и критики, и рядовые игроки наконец сошлись во мнении и взахлеб поют дифирамбы творению Даниэля Вавры и Warhorse Studios. Спустя 35 часов в игре мы тоже наконец готовы высказать свое мнение. Извините, что так долго: раньше оторваться от игры не получилось.
Сюжет
Начнем по порядку — с сюжета. Kingdom Come: Deliverance 2 продолжает историю Индржиха из Скалицы. Тут сразу стоит сказать, что заранее знать, что там было совершенно не обязательно: все приключения из первой части в сжатом виде пересказываются в прологе, а отношения между основными действующими лицами легко читаются благодаря отличной актерской игре и отлично прописанным диалогам.
На момент событий сиквела ситуация в Чехии непростая: король Вацлав был низложен своим же братом Сигизмундом и заточен в темницу, в стране раскол, знать грызется между собой из-за политических разногласий. Индро и пан Ян Птачек, к которому наш герой приставлен телохранителем, отправляются в небольшое путешествие в замок Троски, чтобы передать послание с предложением сесть за стол переговоров от опекуна Птачека пану Отто фон Бергову.

Но все, конечно же, идет не по плану. Пока Индро и Ян, купаясь в пруду, подглядывали за девицами, на их лагерь напали, а всех членов отряда перебили. Пришлось бежать через лес в одних подштанниках — жизнь в данном случае дороже чести.
После череды еще некоторых событий — не будем совсем уж все выкладывать — герои наконец добираются до замка Троски. Только вот и письма у них с собой больше нет, да и на шляхтичей они непохожи — скорее, на бродяжек, за которых их и принимают. Пан получает ведро нечистот прямо на свою знатную голову, и героям приходится отправиться в местную корчму, чтобы продумать новый план действий. Из-за высокомерности Птачека завязывается драка, по итогу герои оказываются на позорном столбе, ссорятся и разбегаются в разные стороны.
Вот на этом, только спустя пару часов, заканчивается пролог и начинается сама игра. И вы в этом мире никто и ничего у вас нет, так что придется прокладывать свой путь из грязи в князи, зарабатывать первые гроши и хорошую репутацию.

Первое, что стоит знать о KCD 2: в ней любой на первый взгляд простейший побочный квест — допустим, найти пропавшую девицу или поболтать с корчмарем про вино — совершенно внезапно может обернуться многослойным приключением часа этак на полтора-два, в процессе которого вы раскроете коварный церковный заговор или, напившись до чертиков, заговорите по-венгерски. Здесь просто невероятное количество захватывающих и отлично написанных небанальных историй, буквально каждую из которых хочется узнать.
Да и дело на самом деле не только в сюжетах: в заданиях полным-полно занятных деталей средневековой жизни, которые попросту интересны сами по себе. В одном квесте вам расскажут о цыганских традициях, в другом — наглядно изобразят устройство замковых туалетов, в третьем — покажут серые будни обычного могильщика. И все это и с отличным дерзким юмором, и, зачастую, с нехилой моральной нагрузкой.

И это пока что речь только о побочных квестах, основной сюжет же — тот еще средневековый голливудский шедевр, полный интриг, предательств и «вотэтоповоротов». Обойдемся без спойлеров, но хочется отвесить сценаристам низкий поклон до ядра Земли за их труды — в сочетании с игровым процессом история захватывает настолько сильно, что оторваться от экрана получается только тогда , когда уже слипаются глаза.
Kingdom Come 2 действительно очень хорошо удается жонглировать эмоциями: сначала вы медитируете в кузне над подковами, через 10 минут рисуете неприличные символы на боку соседской коровы или смеетесь до слез, когда под воздействием алкоголя встречаете говорящую собаку, а еще через полчаса загружаетесь о того, стоит ли предавать человека, который был к вам добр.

Прекрасная Богемия
Местный мир достоен отдельной похвалы. Во-первых, он настолько красив, что немедленно хочется лето и бегать босиком по зеленым полям Богемии. Во-вторых, он неописуемо огромен, а в определенный момент становится еще больше.
Богемия по-настоящему наполнена жизнью: семья кузнеца по утрам обсуждает соседей за завтраком, а очередной бродяга на позорном столбе собирает толпу комментирующих его проступки зевак. Причем, расписание у них может отличаться. Для примера, в рамках прохождения одного квеста нужно побеседовать с батраком. Приходишь к нему — он ковыряется в навозной куче. Перезагружаешься, приходишь в то же самое время — а он в свином загоне колотит другого батрака.

И этому миру на тебя наплевать. Причем, он вовсе не жесток по отношению к герою: просто он есть, и Индро должен в нем жить и принимать его законы. Если ты опрятно выглядишь и вежливо общаешься с людьми, мало кто будет с ходу к тебе груб. А вот если разгуливать по улицам города в краденой одежде или при свете дня попытаться вырезать всю деревню — добро пожаловать на унизительный позорный столб или даже на виселицу.
NPC будут реагировать не только на ваши действия, но и на ваш внешний вид: в заляпанной кровью одежде с ними гораздо сложнее о чем-либо договориться, а если долго не мыться, на это обратят внимание не только рядовые горожане, но разыскивающие вас противники, которые легко вычислят ваше местоположение по запаху. Так что да, ходить в баньку и носить с собой комплект чистой приличной одежды на случай важных переговоров здесь оправдано и с геймплейной точки зрения.

Геймплей
О том, как замечательно реализованы механики кузнечного дела и алхимии или о классной системе прокачки, где навыки и характеристики развиваются в процессе выполнения соответствующих ему действий, а не просто за очки опыта (они тут тоже есть, но за них можно взять всякие облегчающие жизнь перки), не сказал разве что ленивый. Смело верьте: за все это действительно разработчикам твердая пятерка. Даже к таким, казалось бы, душным вещам, как необходимость стирать одежду или спать в собственной кровати, быстро привыкаешь, начиная их воспринимать как неотъемлемую часть жизни в Богемии.
Мне же хочется сделать акцент именно на поразительной вариативности геймплея, которая восхитила меня еще в первой части, и о которой почему-то мало кто говорит. Дело в том, что практически любое задание можно пройти разными способами. И это не как в каком-нибудь печально известном Star Wars Outlaws, где весь выбор сводился к тому, через какую именно дырку пролезть на закрытую территорию.

Вот пример: вам нужно украсть лошадь из лагеря разбойников. Можно их перебить в открытую, но даже с учетом прямых рук и прокачанных боевых навыков схватка выйдет довольно сложной. Можно перебить их по стелсу, отсиживаясь в кустах, но это при условии, что вы захватили с собой кинжал. Можно подлить им отраву в котел, но придется подождать, пока она подействует. А можно просто угнать лошадь, запрыгнув на нее прямо на глазах у опешивших головорезов. Раза три вас скинут и запинают, а на четвертый получится — на своих двоих и в доспехах им по лесу за быстроногим Пепиком им не угнаться.
Или вот еще. В определенный момент вы откажетесь батраком в замке, и большая часть территории будет для вас закрыта, а вам по зарез нужно попасть в одну из башен, еще и за ограниченное время. Можно пойти по предлагаемому самой игрой пути, выполняя мелкие поручения местных обитателей, и тем самым поэтапно разными способами открыть себе дорогу. Если в нужный момент обратить внимание на то, что кухарка в голос клянет кузнеца, можно вообще пропустить всю эту суету и хорошенько сэкономить время. А можно вообще все это проигнорировать и сразу скрытно пройти до нужной точки. Даже необходимую для прохождения квеста отмычку можно добыть аж тремя способами: купить, украсть или получить за выполнение одного из заданий — и это все в разных местах в пределах лишь небольшой части замка.

И вот эта вот вариативность работает буквально во всем: почти все проблемы можно решать силой, скрытно или с помощью красноречия — тут все зависит от вашего стиля игры и тех навыков, которые вы успели развить. Даже желающего взять с вас штраф за нарушение порядка стражника всегда можно уболтать, рассказав ему уморительную историю про то, как вы на самом деле шли на встречу с восхитительной женщиной и случайно забрели не туда, и тем самым ограничиться незначительной потерей репутации. Да чего уж, в игре про полные крови разборки в Богемии на 100+ часов есть достижение за прохождение без убийств. Это ли не свобода действий?
Боевая система
Одна из самых пугающих вещей в Kingdom Come: Deliverance — это достаточно сложная для освоения боевая система, которая еще со времен первой части стала притчей во языцех. Здесь не получится просто закликивать врагов: для каждого удара нужно выбирать одно из пяти (в некоторых случаях меньше) направлений, вовремя блокировать атаки, уворачиваться и постоянно следить за выносливостью. Придется прокачивать не только скилл Индро, чтобы он стал сильнее и расторопнее, но и свой собственный. Лучшее место для тренировок — учителя, которых можно найти абсолютно без всяких проблем. Помахавшись с ними на ристалище, можно неплохо разобраться с тем, как тут все работает, и спокойно отправляться в мир.

Но нет страшен черт, как его малюют. Даниэль Вавра и его команда сделали все, чтобы их игра была максимально комфортной для любого сорта игроков: в том числе и тех, кто не любит страдать в сражениях лицом к лицу и тратить часы на освоение боевой системы. Да, азы неплохо изучить: это пригодится не только для выполнения некоторых сюжетных квестов, но и чтобы вас не загрызли какие-нибудь самые обычные волки в лесу. Но для прохождения вполне достаточно базовых навыков — даже не Индро, а именно ваших. Во-первых, можно убежать или почти всегда можно договориться. Во-вторых, во многих случаях с вами будут союзники, которые прекрасно справятся и без вас, пока вы, допустим, завариваете чай.
Если подытожить все вышесказанное, совсем не зря Kingdom Come: Deliverance 2 уже называют главным претендентом на звание «Игры Года». Warhorse удалось создать действительно затягивающую интересную игру, которая подойдет любому — нужно лишь принять ее правила и позволить повествованию развиваться в своем темпе. В ней даже толком не к чему придраться: разве что специально выискивать недочеты. Она полна юмора, интересных механик, сложных моральных выборов, занятных фактов и настоящей свободы. Весомый минус в ней только один: теперь непонятно, как в другие РПГ играть.