Игры и киберспорт
26 декабря 2024, Четверг, 16:00

Главные провалы 2024 года в игровой индустрии: нелепая «Смута», позор Ubisoft и всем надоевшая соевая пропаганда

youtube.com
Поделиться
Комментарии
Проекты, с которыми что-то пошло не так.

Подводя игровые итоги уходящего года, нельзя не вспомнить о нескольких крупных провалах. Истории вышли довольно поучительные: где-то подкачал маркетинг, где-то — реализация, а где-то разработчикам насолила уже всем порядком поднадоевшая «повесточка».

Рассказываем вам о самых неудачных играх, вышедших в 2024 году.

Concord

youtube.com

Титул «Самый оглушительный провал — 2024» безапелляционно принадлежит Concord: историю этой игры стоит рассказывать на любых относящихся к игровой индустрии курсах, чтобы никто и никогда такого не повторял. Но обо всем по порядку.

За создание Concord отвечала команда Firewalk Studios — внутреннего подразделения Sony Interactive Entertainment. Разработка началась около 8 лет назад — приблизительно в этот же период состоялся релиз Overwatch, невероятный успех которого и вдохновил авторов Concord. Первый трейлер показали только в мае прошлого года, а второй — в начале 2024-го, после чего игра сразу же словила волну хейта.

Во-первых, никому не понравились персонажи. В геройских шутерах главное — это герои. Они должны быть разными, интересными и привлекательными — как минимум за них должно хотеться играть. Персонажи Concord же выглядели как плохая пародия на «Стражей Галактики» с большим уклоном в инклюзивность: габаритная барышня, небинарный робот и прочие ребята, к которым обязательно надо обращаться с правильными местоимениями.

Во-вторых, если уж выпускать геройский шутер в 2024 году, то он должен быть хоть сколько-нибудь инновационным. Выйди Concord лет 10 назад, когда игры-сервисы еще никого не раздражали, у него, возможно, и был бы шанс. Но сейчас рынок действительно переполнен, и любые многопользовательские игры с микротранзакциями и вторичными механиками скорее раздражают.

А в-третьих, за Concord просили деньги, причем немалые — 70 долларов. И это при наличии бесплатных аналогов вроде все того же Overwatch, клоном которого он являлся.

В общем, ничего удивительного, что проект не оправдал ожиданий. Игра продалась тиражом около 25 тысяч копий при бюджете в 200 миллионов долларов, да и среди купивших немногие захотели в нее играть. Уже через неделю после релиза онлайн рухнул ниже отметки в 200 человек, а спустя еще неделю серверы Concord были отключены. Sony вернула всем обладателям цифровых копий деньги, стерла игру из всех магазинов, как будто ее никогда и не существовало, и распустила Firewalk Studios, молча признав собственный провал. Этот случай является хорошим уроком для разработчиков и издателей, напоминающим о важности инноваций, качественной оптимизации и внимательного отношения к мнению игроков. Искренне жаль только рядовых дизайнеров и программистов, которые вряд ли хотели сделать плохую игру и просто выполняли поставленную им задачу.

«Смута»

youtube.com

Созданная на государственные деньги и прекрасно разрекламированная «Смута» должна была стать прорывом для российского геймдева. Нам обещали отечественного «Ведьмака» (что, кстати, жутко перепугало поляков, для которых CDPR — национальная гордость) в классном историческом сеттинге 17 века, но получился даже не провал — скорее мем.

В итоге вместо игры вышел ее прототип. Красивый и атмосферный мир совершенно никак нельзя ощутить: ты просто существуешь среди собранных из купленных ассетов картонных декораций и никак не можешь с ними взаимодействовать — ни погружения в историческую эпоху, ни маломальского интерактива не завезли. Основа геймплея — скучные почтовые квесты, в которых тебя заставляют подолгу бегать из точки в точку с бумажками (иногда даже среди персонажей, стоящих в трех метрах друг от друга). Диалоги — сплошная вода, щедро приправленная историзмами, а персонажи забывают о событиях, которые произошли буквально минуту назад.

Но скучный геймплей — это еще полбеды. Местные баги и отсутствие логики стали легендой и мигом разлетелись по интернету. Враги могли стать бессмертными, лошадь проваливалась по колено в текстуры, объекты летали по воздуху, а характеристики персонажа внезапно менялись после загрузки.

Но одну важную вещь «Смута» все-таки сделала: она привлекла массу внимания к российскому геймдеву, в том числе и со стороны государства. На фоне ее провала все чаще стали вплывать хорошо исполненные небольшие проекты от отечественных разработчиков, да и сами создатели игр стали более внимательно относиться к качеству выпускаемого ими продукта.

Что примечательно, «Сайберия Нова» не забросила свой проект: они постоянно выпускают новые патчи с улучшениями, анонсировали новую озвучку взамен раскритикованной старой и даже превратили «Смуту» во франшизу, сделав по ней визуальную новеллу для смартфонов.

Skull and Bones

youtube.com

Изначально планировавшаяся как DLC к Assassin’s Creed Black Flag про морские сражения, Skull and Bones прошла все возможные круги производственного ада. За ее создание отвечала Ubisoft (Сингапур), изначально разработавшая крайне захваленную механику морского боя для основной серии Assassin’s Creed, и в планах было быстренько перенести все наработки в новую игру и грести деньги лопатой.

Но сначала проект забуксовал из-за выхода PS4 и Xbox One, и пришлось переделывать все под новые консоли. Потом несколько раз менялась концепция: то игра становилась сессионным шутером про корабли, то выживачем с полагающимися ему механиками крафта и менеджмента ресурсов, то онлайн-рогаликом. Все это дело затянулось на 11 лет, и казалось, что игра уже никогда не выйдет.

Возможно, отмена проекта была бы наилучшим решением, но Ubisoft была связана обязательствами с правительством Сингапура, которое активно инвестировало в развитие технологий, чем и воспользовались французы, быстренько открывшие в экзотической стране офис на государственные деньги. По контракту игра должна была во что бы то ни стало добраться до релиза, и ничего не оставалось, кроме как выпускать ее хоть уже хоть в каком-то виде.

В маркетинг были вложены огромные деньги, игрокам обещали первую в мире АААА-игру, которая поразит воображение. В целом, игра действительно поразила всех — до такой степени, что на релизе получила даже от лояльных критиков позорную оценку в 54 балла на Metacritic. Игроки же совсем не жалели новинку, и оценка от них составила всего 3,9 баллов.

За 70 долларов игроки получили странную и скучную поделку, где полюбившаяся всем механика боев на кораблях была изменена до неузнаваемости. Стрелять из пушек, расположенных вообще-то по бортам корабля, можно было абсолютно в любую сторону, шлюпки по ощущениям ничем не отличались от больших галеонов, геймплей сводился к бесконечному сбору ресурсов, а от обещанного духа пиратства и приключений не осталось и следа.

В общем, Skull and Bones стала первым громким провалом Ubisoft этого года, который очень быстро замяли, как будто бы никакая игра никогда и не выходила. Она, кстати, поддерживается патчами и новым контентом до сих пор — видимо, ее будут держать на плаву, пока не истечет срок действия контракта с правительством Сингапура.

Star Wars Outlaws

steampowered.com

На Star Wars Outlaws многие возлагали большие надежды, поскольку могла бы выйти действительно интересная история про борьбу за влияние различных криминальных синдикатов Галактики, еще и в открытом мире — уже звучит как мечта. Да и в трейлерах все выглядело довольно-таки симпатично.

Но это тот самый случай, когда замах был на рубль, а удар на копейку. Outlaws получилась действительно очень атмосферной — с этим не поспоришь, ведь Ubisoft прекрасно умеют создавать антуражные локации. Но для того, чтобы назвать игру хорошей, этого недостаточно.

К сожалению, разработчики не смогли преодолеть свою самую большую проблему — фирменный унылый геймплей. Задания в игре слишком однообразны и быстро надоедают, поскольку сводятся к выполнению рутинных действий вроде поиска предметов, убийства врагов и взлома терминалов. Разработчики недавно поделились статистикой: в игре даже есть квест, который никто в мире не прошел, и есть сомнения, что из-за его какой-то исключительной сложности.

Боевая система оказалась поверхностной и без каких-либо намеков на глубину, а ИИ врагов вообще вызывает недоумение — они попросту действуют нелогично и глупо. Да и репутация синдикатов, которую постоянно нужно повышать в ходе игры, в итоге толком ни на что не влияет — вроде цифры набиваешь, а смысла в этом нет.

На фоне относительно той же отличной Jedi Survivor и ее предшественницы Jedi Fallen Order, Star Wars Oulaws оказалось серой мышью в ярком костюмчике. Как итог, Ubisoft понесла огромные финансовые и репутационные потери, и сейчас будущее одного из мастодонтов геймдева находится под угрозой. Похоже, успех или провал будущей Assassin’s Creed Shadows станет либо спасительной соломинкой, либо последним гвоздем в крышку гроба французов — запасаемся попкорном.

Dustborn

steampowered.com

Вообще, идея Dustborn на бумаге звучит не столь плохо: это отрисованное в стилистике комиксов приключение в стиле роад-муви про группу отщепенцев с суперспособностями, которые должны доставить некую украденную ценность в Канаду. Для этого им нужно пересечь несколько разобщенных штатов альтернативной Америки. В качестве прикрытия команда использует легенду о том, что они — гастролирующая панк-рок-группа. Да и разработкой Dustborn занимались The Thread Games (Dreamfall), а издавало ее подразделение Quantic Dream (Heavy Rain, Detroit) — те и другие известны как отличные рассказчики и создатели цепляющих сюжетов.

Но результат получился весьма посредственный. Состав команды героев — это настоящий кошмар для всех тех, кого триггерит слово, которое начинается на «по» и заканчивается на «весточка». Загибайте пальцы: чернокожая небинарная сильная женщина, у которой две мамы, ее не определившийся со своим полом любовный интерес с механическим протезом руки, габаритная индианка-мусульманка с витилиго, одноглазая мусульманка, мексиканец, неформальный чернокожий парнишка и карлик. И — это не шутка — робот-трансгендер. Уже звучит как перебор.

И ладно бы дело было только в откровенной пропаганде «либеральных ценностей» — любую историю можно рассказать красиво, сопроводив ее хорошими механиками. Не вышло и этого. Диалоги между героями — это исключительно обсуждение их эмоций, ведущее к осознанию ими собственной ценности. Боевая система однокнопочная, а враги — сплошные озлобленные белые мужчины с промытыми правительством мозгами. Даже от заявленного панк-рока ничего не оставили: на своих концертах группа исполняет скучные соевые песни без намека на какой-либо бунт.

Можно сказать, что эта игра просто создана для узкой аудитории, а не для людей из непритесняемых категорий. Но она как лакмусовая бумажка, наглядно демонстрирующая, существует ли в действительности та самая аудитория, которую так стараются не обижать в последнее время в играх: пиковый онлайн Dustborn за полгода существования составил всего 83 человека.

Unknown 9: Awakening

steampowered.com

Еще одним провалом, пусть и весьма тихим, стал амбициозный проект студии Reflector и Bandai Namco. По задумке создателей игра должна была стать точкой входа в огромную медиафраншизу с комиксами, подкастами и книгами. В каждом произведении должна была быть своя собственная история про наделенных магическими способностями людей, и по мере выхода различных продуктов все должно было сплестись в единый глобальный сюжет.

Но стартовала Unknown 9 хуже, чем Concord: показатель онлайна в день релиза еле-еле достиг отметки в 250 человек. Причем назвать Unknown 9 откровенно плохой нельзя. Но, несмотря на вполне рабочую классическую формулу с чередованием платформинга и арен в духе Uncharted, занятную задумку с различными умениями героини (телекинез, манипуляции со временем и способность выдергивать душу из врагов) и неплохой дизайн окружения и костюмов, игре так не удалось найти своего игрока. То ли никому не нравится звезда «Ведьмака» от Netflix Аня Чалотра, которую пригласили на главную роль, то ли все же виноват очень и очень плохой маркетинг. Все ее промо — это буквально пара трейлеров и страница в интернете. Для такой амбициозной задумки как-то маловато. Тот случай, когда как корабль назовешь, так он и поплывет, — Unknown 9 в итоге так и осталась неизвестной.

И вот даже непонятно, какой сценарий хуже, полная неизвестность или оглушительный провал. Потому что игру наверняка бы заругали за вторичные механики и посредственный геймдизайн. Сейчас же будущее амбициозной франшизы, которая не принесла денег, находится под большим вопросом: Reflector продолжают потихоньку развивать свою историю, но по студии уже прошла волна увольнений.

Dragon Age: The Veilguard

steampowered.com

Как игра Dragon Age: The Veilguard, возможно, и не столь плоха: плюсы у нее тоже имеются. Например, у нее прекрасный визуал: пусть на этапе трейлеров многих и смущала «диснеефикация» вселенной, к местному художественному стилю довольно быстро привыкаешь, и он перестает раздражать. Да и все локации нарисованы действительно с душой — можно останавливаться каждую секунду, только чтобы полюбоваться местными пейзажами. Ну и оптимизирована она действительно на отлично — к техническим моментам вообще нет никаких нареканий.

Но все же это провал. В первую очередь игра плоха как RPG (а именно так ее продвигали): здесь абсолютно нулевые возможности для отыгрыша, поскольку ты не можешь быть хоть сколько-нибудь плохим — отличается лишь тон, которым герой произносит реплики в диалогах. Повлиять тоже ни на что нельзя: за 50–60 часов есть только три действительно важных решения, а для такого масштаба это маловато.

Хромает и сценарий: очень странно, когда в последнем акте фэнтези-игра превращается в симулятор эффективного менеджмента. Команда героя решает, что не может расправиться со злобными эльфийскими богами, угрожающими с минуты на минуту разрушить весь мир, лишь потому, что каждому из них нужно предварительно решить свои психологические проблемы, и разбираться с этим всем предстоит главному герою. И все бы ничего, но из семи сопартийцев цепляющую историю создали лишь одному, да и он в этом мире выглядит как подкидыш.

Подводит The Veilguard и геймдизайн. В ней существует лишь несколько типов заданий, и этот набор повторяется из локации в локацию, отличаясь только декорациями и историей. Будь игра раза в два короче, может, это не так бросалось бы в глаза. Но к тридцатому часу уже начинаешь ненавидеть Veilguard просто за ее монотонность. К слову, несколько хороших квестов все же есть, но это буквально единицы среди бесконечного потока одинаковых механик.

Но самое главное — Dragon Age: The Veilguard провалилась именно как часть серии Dragon Age. Она и предыдущие части серии похожи как сводные сестры: вроде фамилия в паспорте одна, а внешность кардинально отличается. В ней не осталось ни дарк-фэнтези, ни кровищи, ни истории, ни ярких персонажей. Есть только соевая повестка с привкусом лавандового рафа.

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0