Поиграл в Football Manager 26: два года ожиданий не оправдались, но есть один большой плюс

Зам главного редактора и фанат серии Football Manager (экс Championship Manager) c 2001 года Михаил Тяпков поиграл в новую версию FM 26, которую создатели назвали революционной и готовили к выходу аж два года (все предыдущие шли с циклом в один), и делится впечатлениями.
Я играю в FM (а раньше CM) уже больше 20 лет — с тех самых пор, когда матчи представляли собой мигающие строки текстовых описаний моментов, в нападении читерил Максим Цыгалко (RIP), а игроки на форуме Fmfan строчили свои истории больших футбольных побед. За эти годы серия прошла большой путь — после текстовых трансляций появились «колобки» (кружочки на анимированной схеме поля), потом плоские, но футболисты. Football Manager никогда не был игрой для тех, кому хочется погонять в футбол как по телевизору — они всегда выбирали FIFA или PES, от которого в визуальной части FM отставал не на годы, а на поколения. Это симулятор футбола для тех, кто любит другое — скрупулезное изучение тактических аспектов, поиск вундеркиндов, нюансы менеджмента. Самому управлять матчем здесь можно, только раздавая команды с бровки, делая замены, меняя тактику, а не кликая по кнопкам, чтобы бить или пасовать. В общем, Football Manager отличается от серии FIFA и EA Sports FC, как пошаговая стратегия отличается от RPG. Понятно, что фан-база у такого жанра априори меньше, но как нишевый продукт FM не имеет конкурентов — те же EA Sports пытались в FIFA Manager, но ничего не получилось. Сделать лучше FM очень сложно, а значит, сотни тысяч фанатов, как и я, годами и десятилетиями хранят верность серии.
Но хватит прелюдий, собственно, к продукту. FM 25 так и не вышел, хотя был анонсирован, его сроки постоянно переносились, и только в марте этого года главный босс серии с момента основания Майлз Джейкобсон объявил: игра так и не выйдет, студия сосредоточена на новом FM 26 с революционными изменениями. Главное из них — переезд на движок Unity. И вот 4 ноября 2025 года долгожданный релиз состоялся — после нескольких недель тестирования беты всеми оформившими предзаказ.

Football Manager 26
- Дата выхода: 4 ноября 2025, на Nintendo — 4 декабря
- Где купить: Steam
- Цена: от 50 долларов
- Жанр: футбольная стратегия
- Платформы: PC (Windows, macOS) PlayStation 5, Xbox Series X/S, Mobile (Netflix и Apple Arcade), Nintendo Switch
- Разработчик и издатель: Sports Interactive, Sega
- Системные требования для ПК: Windows 10/11, процессор Intel Core 2 или AMD Athlon 64 X2 и выше, видеокарта Intel GMA X4500, NVIDIA GeForce 9600M GT, AMD/ATI Mobility Radeon HD 3650 и выше, оперативная память от 4GB, место на диске — 7GB.
Сразу к печальному: пока у FM 26 оценка 71 на Metacritic, и это худший результат в истории серии, где стабильно было 80+. Человек, не особенно знакомый со вселенной Менеджера, скажет, что скуфы просто не приняли свежих идей в геймдизайне, прогрессивного движка и т. д. Во-первых, создатели FM обречены считаться именно со своей стародавней аудиторией, потому что на ней базируется успех игры и ее продажи. Во-вторых, тема застоя в развитии FM давно актуальна и среди преданных фанатов. Уже много лет игры почти не отличаются друг от друга ничем, кроме номера в названии, уже и не вспомнить, когда в ней было что-то свежее — кажется, это было введение ролей футболистов на поле. А может, введение 3D-движка. В общем, давно, уже и не вспомнить. С тех пор — одна косметика. Но ведь также можно сказать и про настоящий футбол — сколько лет одно и то же, 11 на 11, защитники, полузащитники, нападающие, трансферы, конфликты с тренерами, и так далее, и так по кругу. Где тут место для революции?
В общем, ждали резких изменений именно визуального составляющего игры — тут пространство до уровня EA Sports FC огромное. И хоть любители FM ценят его не за реалистичное отображение матчей — кто же откажется от такого бонуса? Правда жизни оказалась суровой: визуально игра действительно мощно изменилась, вот только не там, где надо.
Они убили интерфейс — то, что как раз всегда было сильной стороной FM. Интуитивно понятный, геометрически выверенный. Вам не нужно было долго шататься по меню в поисках тренировок, трансферов, поиска игроков, тактики, стандартов — все было там, где по логике и должно быть, и не менялось десятилетиями. Сейчас же при переносе игры на Unity я словно оказался в новой квартире, обстановленной вещами из старой, но как будто занимался этим совершенно посторонний и откровенно недалекий человек. В результате детская кроватка стоит в ванной, плита — в туалете, люстра прибита к полу. Примерно так же чувствуешь себя в новом интерфейсе FM 26. Можно было бы списать это на ворчание людей, которые уже просто привыкли к определенной картинке и не хотят принимать новое, но разве новый игрок отправится искать тактику не в раздел Команда, а прямиком в День матча? А найти, например, статистику внутри самого матча — вообще челлендж максимального уровня.
В погоне за более приятной и современной картинкой разработчики покромсали функциональность и удобство интерфейса. Ок, вам казались морально устаревшими окна в стиле Excel и вы хотели добавить смарт-восприятия. Но взгляните, например, на окно Трансферов — сколько тут элементов и сколько времени нужно, чтобы изучить их все и разобраться, что к чему! Новичку тут точно будет не проще, чем старожилу.

То, что раньше умещалось на одном экране или было доступно по одному клику, теперь раскидано на десятки и спрятано в 2–4 клика. Я обалдел, например, когда пытался посмотреть статистику прошлых сезонов по одному потенциальному новичку моего «Шеффилда» — клик на игрока, попадание в его Личное дело (вообще ненужное саммари, которых теперь десятки), потом в Карьеру, потом выбор Статистики карьеры и потом еще клик на конкретный сезон. Тренировки — такая же беда: если раньше все решалось через выпадашку категорий типов тренировок, то теперь по категориям нужно переходить. Ощущение, что я зашел в игру не построить карьеру тренера, а потапать хомяка. Эргономика игры, раньше позволявшая за несколько дней прогрузить сезон, сейчас заставляет тупо бродить по страницам, оставляя десятки и сотни лишних кликов на ровном месте. Даже систему входящих сообщений умудрились ухудшить, хотя казалось бы! Раньше ты просто по одному клику ходил по непрочитанным, теперь переходишь только к последнему, а дальше изволь сам вручную, если что-то пропустил или писем несколько.
Что при этом выиграл FM 26 от «революционных изменений»? Введение женских команд оставим за скобкой сразу — достаточно почитать комментарии на любом языке, чтобы понять, что эта фича нужна была только самим разработчикам в рамках «повесточки». Кроме утяжеления базы, оно не дает ровным счетом ничего — если поиграть за девушек в Фифу еще может быть по приколу, то сколько в мире людей, которые по серьезке возьмутся за менеджмент женского футбольного клуба? Думаю, даже тысячи не наберется.
Дальше — двойная тактика. Здесь все очень круто на словах: впервые в истории серии можно выбирать не одну расстановку, а две — с мячом и без мяча. Полностью соответствует тенденциям современного футбола, где 4-3-3 при потере мяча легко может превращаться в 5-4-1. Я пока сыграл не так много, но мой опыт и обзоры от тех, кто прогрузил еще в бете с десяток сезонов, говорит о том, что особого эффекта это нововведение не оказало. Как и прежде, есть имбовые тактики, построенные на gegenpress, которые рулят, даже если расстановки с мячом и без мяча у вас не различаются. При этом в тактике опять катастрофа с интерфейсом — простенький drag & drop при формировании состава исчез, осталась только громоздкая система выбора по позиции.

Еще новшество — трансферная система, заявленная как максимально реалистичная. На селекцию в FM жаловались только в одном контексте: ИИ туповат, поэтому у игрока априори огромное преимущество. И эта проблема не решена. Клубы-конкуренты как покупали за большие деньги футболистов, которые просто сидят на скамейке, так и продолжают это делать. Зато ввели, как в настоящем футболе, маркетплейс игроков от TransferRoom. Можно размещать свои вакансии для игроков на позицию (раньше это работало только для персонала, а футболистов вы искали либо сами, либо с помощью скаутов и заданных им фильтров) и получать отклики сразу от тех, кто заинтересован в переходе. Для новичков игры это, возможно, полезная опция, если не хочешь заморачиваться поиском алмазов на трансферном рынке. Но в реальности на меня сыплется куча предложений от откровенного хлама, потому что в фильтрах вакансии толком нет ничего, кроме позиции и возраста. Работает система и в обратную сторону: можно посмотреть вакансии других клубов и предложить им что-то из своего скама. Но это надо изучать или знать финансовые возможности потенциального покупателя, прикидывать, будет ли мой игрок заинтересован в переходе. Старое-доброе Предложить игрока работало не хуже.
Ну и кульминация — собственно движок матча. На Unity все действительно стало симпатичнее. Но это все равно уровень Фифы 10-летней давности. И опять на эту ложку меда приходится бочка дегтя, если не сказать дерьма. Статистика игроков по ходу матча спрятана так, что до нее не добраться. Возможность что-то крикнуть игрокам с бровки куда-то пропала. Механизм тактики внутри, как уже говорил, — это провал. Единственный козырь, кроме более реалистичных 3D-футболистов, — динамический режим, который подстраивается под значимость и событийность матча. В финале Лиги чемпионов он показывает много моментов, в товарняках — мало. Но в принципе эта плюшка компенсировалась в прежних версиях парой кликов ручных настроек.

Итак, что же имеем на выходе после двух лет ожиданий и обещания революции? Почти полностью поломанный интерфейс, превращение игры в тягомотную кликалку. Из хорошего — в целом алгоритм игры и ее ядро остались от прошлых версий, и с точки зрения реализма игрового процесса и менеджерской составляющей тут по-прежнему все отлично. Просто этим люто неудобно пользоваться. Но главный плюс — с переходом на новый движок игра должна стать еще гибче для фанатских доработок. Пользовательские моды, скины, адоны уже вовсю выходят и должны сгладить многие косяки интерфейса FM 26. Правда, остается вопросом, почему спасать самую неудачную игру серии приходится им, а не тем, кто получает за это деньги. Я же пока подожду и поиграю в ставшую родной за два года простоя серии FM 24. Заодно глаза отдохнут от революционного интерфейса.

