Эту игру школьники в 90-е обожали больше всего: но многие не знают, как много версий есть у «Контры»

Видеоигры для многих современных детей и подростков — это важная часть детства. И если сегодня они часами строят миры в «Майнкрафте», то в 90-е одной из главных игр миллионов была «Контра». Простая по сюжету, но бешено захватывающая, она стала настоящим символом приставочной эпохи. В нее играли на серых «Денди», с джойстиками, обмотанными скотчем, на экранах пузатых телевизоров. Контра собирала друзей перед экраном, учила работать в паре, быть внимательным, реагировать быстрее. Сегодня «Контра» — это ностальгия.

Вспоминаем, как все начиналось и какими были разные версии «Контры».
Contra на аркадных автоматах
Год: 1987
Платформа: аркадный автомат (аркада)
Что это было: первая версия, разработанная Konami (Япония)
Где вышла: впервые — в японских игровых залах, затем в США
Чем цепляла:
- Возможность игры вдвоем одновременно
- Сумасшедший темп и перестрелки без остановки
- Псевдо-3D-уровни и боссы в виде гигантских пришельцев
- Яркая отсылка к фильмам: герои — словно Рэмбо и Шварценеггер, а враги — как из «Чужого»
Contra мгновенно стала хитом в Японии и США — у автоматов выстраивались очереди. Это была не просто игра, а зрелищный боевик в миниатюре.
Contra на NES (и Dendy) — версия, которую полюбил весь мир

Год: 1988
Где вышла: Япония, США, позже — Европа
Платформа: Nintendo Entertainment System (NES)
Konami адаптировала аркадную Contra под домашние консоли. Так появилась «та самая» версия, которую знали во всем мире.
Чем отличалась от аркадной:
- Упрощенная графика
- 8 уровней, адаптированных для NES
- Добавлен легендарный код Konami: ↑ ↑ ↓ ↓ ← → ← → B A START — 30 жизней
- Кооператив на двоих игроков — главное, за что игру полюбили дети
В СССР и России она попала немного позже, но именно эта версия стала главной на приставке Dendy.
Японская Contra (Famicom) — самая красивая

Год: 1988
Платформа: Famicom (японская версия NES)
Ключевые отличия:
- Анимированные заставки между уровнями
- Движущиеся фоны: пальмы колышутся, идёт снег
- Пролог и карта миссии
- Кат-сцены, которых не было в других версиях
- Использован чип VRC2B, позволявший расширить графику и музыку
- Встроен код выбора уровня
Это была самая технологически продвинутая версия — но только для Японии. Там было позволено использовать сторонние чипы в картриджах, чего не разрешала американская Nintendo.
Gryzor — версия для Европы

Платформа: ZX Spectrum, Commodore 64, Amstrad
Особенности:
- Играли по очереди, а не одновременно
- Название Gryzor (в Европе избегали военной тематики в названиях)
- Графика и музыка — урезаны по сравнению с аркадой
- Официальный релиз был популярен в Великобритании
Начало 90-х: Contra в России — через Dendy и «Сюбор»

Когда: 1992–1994
Как появилась:
После распада СССР страна заполнилась пиратскими приставками — чаще всего это были Dendy, Subor и другие клоны NES. С ними шли картриджи с китайскими надписями и цифрами, где почти всегда был Contra.
Почему зашла:
- Два игрока могли играть одновременно
- Простое и цепляющее управление
- Минимум текста — всё понятно без перевода
- Атмосфера боевика: всё взрывается, враги летят, боссы огромные
- Работала даже на чёрно-белом телевизоре
Contra быстро стала символом новой «приставочной эпохи». В нее играли по вечерам, по выходным, устраивали «турниры», пробовали пройти «без кода» и обсуждали, как добраться до логова пришельцев.
Super Contra / Super C

Год: 1990
Платформы: NES, аркада, DOS
Что нового:
- Новый сюжет — Red Falcon возвращается
- Новые уровни с видом сверху
- Новые боссы и враги
- Новая музыка
- В версии NES: 3 новых уровня и более сложный геймплей
- В США игра переименована в Super C — чтобы избежать ассоциаций с «Иран-контрас»
Probotector II: Return of the Evil Forces

Год: 1992
Платформа: NES (европейская версия Super C)
Главная особенность:
- Все персонажи и враги — роботы
- Людей заменили из-за запрета на насилие в немецкой цензуре
- В остальном — полная копия американской версии
Contra Force — самая спорная часть

Год: 1992
Только США
Факты:
- Изначально не имела отношения к серии Contra
- Konami просто налепила узнаваемое название
- Игра тормозила на NES из-за технических перегрузок
- Зато в ней были 4 разных героя с разными способностями
Воспоминание: «У нас с двоюродным братом Contra Force была любимой частью. Рубились в нее больше времени, чем в остальные игры, вместе взятые», — пишут на Пикабу.

«Контра» для многих осталась в памяти не как просто игра, а как совместное приключение. Она объединяла, учила реакции, терпению и, как ни странно, работе в команде.
А вы играли в эту игру?


