Эти игры, которые все ждали, не выйдут уже никогда: все из-за новой реальности в геймдеве

Недавняя волна сокращений в Xbox Game Studios всколыхнула всю индустрию: шутка ли, почти 9000 человек отправили на мороз, еще и несколько уже анонсированных крупных проектов отменили. И это не единичный случай, а повсеместный тренд — просто в случае с Microsoft очень уж много всего разом.
В сегодняшнем материале поговорим о нескольких крупных игровых проектах от Xbox Game Studios, которые мы теперь уже никогда не увидим, потому что игровая индустрия — это в первую очередь бизнес.
Perfect Dark
Ребут франшизы Perfect Dark от Rare был впервые показан на The Game Awards 2020, спустя два года после основания студии The Initiative в Калифорнии, которую и собирали специально под это дело. Ее возглавил Даррелл Галлахер, бывший руководитель Crystal Dynamics, под чьим руководством создавались Rise of the Tomb Raider , Lara Croft Go , Life is Strange и Just Cause 3.
Xbox Game Studios повторно представили игру в 2024 году, сообщив, что что это будет шпионский шутер в жанре экологической научной фантастики. В прошлом году Мэтт Бути, глава Xbox Game Studios, говорил, что новая Perfect Dark будет рассказывать о войне недалекого будущего за некие передовые технологии, которые могут стать угрозой жизням миллионов. Это должен был быть шутер от первого лица с примесью immersive-sim и стелса, в котором дали бы и из пушек пострелять, и всякими высокотехнологичными гаджетами попользоваться, и паркуром позаниматься. Основным же местом действия должен был стать футуристичный Каир. Его выбрали неспроста: Египет частенько показывают в кино и играх в основном с точки зрения его истории, но вот пофантазировать о том, как бы он выглядел в будущем, еще никто не решался.
Оригинальная игра Perfect Dark по расследующую заговор между корпорациями агента Джоанну Дарк вышла на Nintendo 64 в 2000 году, а в 2010-м появился ее ремастер для Xbox 360. Также была портативная версия на Game Boy Color и приквел Perfect Dark Zero (2005). Новая же Perfect Dark не была бы продолжением старой серии. Да, героиню все так же бы звали Джоанна Дарк, и работала бы она на dataDyne, и, да, разработчики вдохновлялись оригиналом, но это была бы абсолютно новая история, основанная на элементах старой.
Неизвестно, что там на самом деле произошло, но Perfect Dark мы уже не увидим: проект отменен, студия The Initiative расформирована, а исполнявшая роль Джоанны актриса Уилтон Риган теперь призывает интернет поддержать так игру. Кстати, вскоре после новости об отмене по сети поползли слухи о том, что показанный в 2024 году трейлер вообще был ненастоящим и что на самом деле Perfect Dark попала в такой производственный ад, что из него уже было не выбраться. Прочем их уже успел опровергнуть экс-сотрудник The Initiative Адам Макдональд, занимавший в студии должность левел-дизайнера: по его словам, трейлер был записан в реальном демо.
Everwild
Еще одним проектом, попавшим под недавнюю волну отмен и сокращений в Xbox Game Studios, стала Everwild — оригинальный сказочный проект от студии Rare (создателей вышеупомянутой оригинальной Perfect Dark, Viva Piñata и Sea of Thieves). Игра задумывалась как медитативное приключение в открытом мире, где игрокам предстояло бы играть за неких шаманов — Eternals, — обладающих мистической связью с животными.
Главной фишкой Everwild было то, что в ней вообще не было бы сражений. Зато были бы исследования и взаимодействие с живущими в дикой природе фэнтезийными существами и духами леса через жесты, магию и музыку. Известно также, что был представлен прототип механики изучения поведения существа, чтобы понять, как ему помочь или приручить — этакий симулятор охоты, только без охоты и про добро.
Но, судя по всему, игра попала в производственный ад: концепт начали разрабатывать чуть ли не в 2016-м, представили его только в 2019-м, а 2021-м его отправили на перезапуск из-за ухода креативного продюсера. По словам инсайдеров, студия никак не могла определиться с ключевыми механиками: проект то двигался в сторону симулятора, то в сторону классического приключения, то кооператива, в рамках которого игрокам надо было бы исцелять землю.
Ну а дальше, как мы уже знаем, проект отменили в рамках пересмотра приоритетов Xbox Game Studios. Скорее всего, тут сыграл роль целый ряд факторов: и то, что Everwild была в разработке без малого 10 лет, и общие тренды в индустрии, и то, что сама концепция была довольно рискованной с коммерческой точки зрения.
Rare повезло больше, чем The Initative: хоть по студии и пролетела волна сокращений (затронувшая в том числе и ее директора Грегга Мейлса, который проработал в ней 35 лет на разных должностях), она не была хотя бы расформирована и, скорее всего, сейчас сфокусируется на поддержке весьма прибыльной Sea of Thieves.
Blackbird Project
Blackbird была амбициозным ММО лутер-шутером от третьего лица в нуарном sci-fi сеттинге. И занимались не какие-нибудь новички в сфере многопользовательских игр, а ZeniMax Online Studios — те самые ребята, которые сделали The Elder Scrolls Online.
Проект так и не был никогда представлен широкой публике, но слухи про него ходили давно. Действие должно было разворачиваться в двух противоположных зонах на некой отдаленной планете: в одном вечный день и жара, в другом — ночь и холод. Геймплей обещали сочный и динамичный, включающий в себя исследования, стрельбу и паркур, в рамках которого можно было бы использовать двойной прыжок, рывок, крюк-кошку и лазание по стенам — в общем, крайне динамичненько.
Поговаривали даже, что ранний билд Blackbird Project был настолько хорош, что сам Фил Спенсер, генеральный директор Microsoft Gaming, не мог от него оторваться. Но в итоге проект схлопнули. То ли из-за перенасыщенного рынка, то ли из-за того, что его начали делать еще аж в 2018-м, а вышел бы он только в 2028-м, то ли еще что произошло. В общем, нет больше Blackbird.
ZeniMax Online распускать не стали — по слухам, студия уже работает над новыми играми во вселенной Elder Scrolls и Fallout, которые будут, скорее всего, онлайн-ориентированными или с мультиплеерным компонентом. Да и поддержку TES Online никто не отменял. Но руководитель ZeniMax все же подал в отставку.
Wonder Woman

Неожиданно для всех в феврале Warner Brothers Games объявили о том, что закрывают принадлежащую им Monolith Productions — студию, подарившую миру No One Lives Forever, F.E.A.R., Condemned и другие популярные проекты, которая уже давно и плотно трудилась над Wonder Woman.
Игра, которую мы уже никогда не увидим, могла бы нам рассказать оригинальную историю Дианы Принс, Чудо-Женщины из Вселенной DC. По задумке это была приключенческая экшен-RPG с элементами стелса и головоломками. Планировалось, что основной темой станет мифология амазонок и их борьба с богами и чудовищами — в общем, звучало интересно.
По слухам, игра была уже на финальной стадии разработки — студия вот-вот уже должна была представить Wonder Woman миру, но произошло то, что произошло. Warner Bros. Games внезапно объявили о закрытии и проекта, и трудившейся над ним студии, оправдав это переориентацией ресурсов на более приоритетные проекты по более крупным франшизам DC (например, серию Batman Arkham, Gotham Knights и Suicide Squad). А потом еще и всплыла информация от инсайдеров о том, что проект столкнулся с некими трудностями в реализации концепции, да и внутри компании его приняли неоднозначно.
Black Panther

Не только Xbox отличилась громкими отменами своих проектов. 28 мая 2025 года по сети разлетелись о том, что Electronic Arts останавливает разработку игры про Черную Пантеру от студии Cliffhanger Games. Эта студия была основана в 2023 году специально для создания проекта ветеранами Monolith (воистину, эту студию будто бы прокляли).
Это должна была быть одиночная приключенческая игра с открытым миром в духе Spider-Man про того самого Т’Чаллу из Ваканды. Никаких подробностей ни о геймплее, ни о сюжете толком не успело появиться: разве что про то, что разработчики вдохновлялись системой Nemesis из Middle-earth: Shadow of Mordor (это механика, которая делает всех врагов уникальными, наделяя их личностными чертами).
Как ни печально, причины отмены проекта сугубо коммерческие: EA заявила, что отмена Black Panther и закрытие студии были частью усилий по фокусировке на «наиболее значительных возможностях роста». Компания решила перераспределить ресурсы на более успешные франшизы, такие как Battlefield, The Sims, Skate и Apex Legends.
Правда, EA продолжит разработку других проектов по лицензии Marvel, включая игру про Железного Человека от Motive Studio. Так что не исключено, что свою роль сыграла и актуальная некоторое время назад повсеместная борьба с «повесточкой».