Цепь ГРМ лучше ремня: действительно ли она работает вечно?

Газораспределительный механизм (ГРМ) является неотъемлемой частью любого двигателя внутреннего сгорания. При этом существует два основных вида ГРМ: с ременным приводом и с цепным. Первый вариант считается более бюджетным, второй — более дорогим и ресурсным. Но насколько действительно велика разница в долговечности? И есть ли у цепи существенные минусы? Сейчас во всем разберемся.
Ремень vs. Цепь: в чем разница?
Ремень ГРМ изготавливается из резины с армирующими волокнами. Он работает тише, легче и дешевле в производстве. Однако подвержен износу и требует замены через 60–120 тысяч километров пробега (в зависимости от модели автомобиля и условий эксплуатации).
Цепь ГРМ выполнена из металла, напоминает велосипедную цепь и установлена внутри двигателя. Она смазывается моторным маслом и работает более жестко, но может служить до 200–300 тысяч километров и более.

Преимущества цепи ГРМ
- Долговечность. В теории цепь ГРМ может быть рассчитана на весь срок службы двигателя. Она менее подвержена разрушению от температур, масла или загрязнений, по сравнению с резиновым ремнем.
- Надежность. В отличие от ремня, цепь не рвется внезапно — сначала она начинает растягиваться, появляется характерный шум, снижается точность фаз ГРМ, и у владельца есть время на диагностику.
- Не требует регулярной замены. Цепной привод ГРМ — это «поставил и забыл» (в идеале). Это особенно удобно для водителей, не желающих следить за регламентом замены ремня.
Недостатки цепи ГРМ
- Не вечна. Несмотря на распространенное мнение, цепь тоже изнашивается: она растягивается, изнашиваются звездочки и успокоители, может выйти из строя натяжитель. Все это приводит к сбоям в работе двигателя.
- Сложность и цена ремонта. Замена цепи обычно гораздо дороже, чем замена ремня. Цепной привод находится внутри двигателя и требует больше времени на демонтаж.
- Чувствительность к качеству масла. Неисправности цепи чаще всего вызваны плохим маслом или нерегулярной его заменой. Если забыть поменять масло — цепь изнашивается быстрее, а натяжитель может выйти из строя.
От чего зависит долговечность цепи ГРМ?
Долговечность цепи ГРМ существенно зависит от особенностей конструкции ДВС и запаса прочности, которые инженеры изначально заложили в этот узел. Какие-то производители относятся к этому более ответственно, другие не уделяют надежности цепи много внимания.
На этом переменные не заканчиваются. Даже на одну и ту же модель автомобиля с одним и тем же двигателем могут ставиться разные по конструкции цепи ГРМ с существенной разницей по ресурсу. То есть в смежных годах или даже месяцах выпуска могут применяться разные цепи с разной долговечностью.

Плюс к этому стоит добавить особенности эксплуатации. Использование некачественного моторного масла и увеличенный межсервисный интервал повышают износ цепи. Плюс к этому к негативным факторам относятся резкие старты со светофора. То есть срок жизни этого узла зависит и от владельца.
В итоге не столь редки случаи, когда цепь ГРМ приходится менять на пробеге до 100 тысяч километров. В то же время на некоторых моделях она «ходит» по 300–400 тысяч без каких-либо нареканий.
Сколько на самом деле «ходит» цепь ГРМ?
Вот усредненный пробег, на котором обычно владельцы меняют цепь ГРМ с разбивкой по производителям и моделям:
Марка / Модель | Двигатель / Серия | Пробег до замены цепи ГРМ (в среднем) |
BMW (N47, N20, N26) | 1,6–2,0 дизель / бензин | 80 000–130 000 км |
Volkswagen (TSI, TFSI) | 1,2 / 1,4 / 1,8 / 2,0 бензин | 100 000–150 000 км |
Opel (Z-серия, A-серия) | 1,6 / 2,0 / 2,5 бензин | 150 000–250 000 км |
Toyota (1NZ, 2ZR, 1GR) | 1,5 / 1,8 / 4,0 бензин | 200 000–300 000 км |
Mercedes (M271, M274) | 1,6 / 1,8 / 2,0 бензин | 100 000–180 000 км |
Hyundai/Kia (G4FC, G4KD) | 1,6 / 2,0 бензин | 150 000–250 000 км |
Chevrolet (F16D3, F18D4) | 1,6 / 1,8 бензин | 150 000–200 000 км |
Mazda (MZR, SkyActiv) | 1,5 / 2,0 / 2,5 бензин | 200 000–300 000 км |
Renault (K4M, H4M, TCe) | 1,6 / 1,2 / 0,9 бензин | 120 000–180 000 км |
Ford (EcoBoost) | 1,0 / 1,5 / 1,6 / 2,0 бензин | 100 000–160 000 км |

Миф о «вечности»
Цепь ГРМ действительно служит дольше ремня, но называть ее «вечной» — заблуждение. Она изнашивается медленнее, но все же требует контроля, особенно на пробегах за 150–200 тысяч километров. Многие современные автомобили с цепью уже на 100–150 тысячах начинают «цокать» на холодную — это признак растяжения цепи или проблем с ее натяжителем.