Почему в СССР за «Волгу» платили дважды: машина стоила больше, чем допускала система оплаты
Легендарная «Волга» по праву считается одним из символов СССР. Так называемый ГАЗ-24 был самой популярной и желанной машиной страны. В советское время «Волга» была везде — в такси, в милиции, в скорой помощи, в ведомственных учреждениях.
Ее хотели заполучить миллионы, однако покупали лишь немногие. Во-первых, из-за космической цены: в 1980-е годы автомобиль стоил — 16 200 рублей. Для сравнения: в 1980-85 годах средняя зарплата составляла 180-220 рублей. Тогда ВАЗ-2101 стоил 5690 рублей, ВАЗ-2107 — 9000 рублей, а «Москвич-2140» — 6865 рублей. При этом трехкомнатную кооперативную квартиру в Москве можно было купить по цене от 11 тысяч рублей!
А во-вторых, из-за страшного дефицита: купить «Волгу» можно было только после необычайно долгого ожидания в очереди, по блату или же в «валютных» магазинах «Березка», где расплачивались не обычными рублями, а в чеках.
Кстати, в позднем СССР сам процесс покупки автомобиля тоже был довольно интересным. Ведь за него приходилось «платить дважды». Уложиться в один чек не получалось технически — сама фискальная система не предусматривала таких сумм.
«Любопытно, что максимальная сумма, на которую был рассчитан чек Сбербанка, была четырехзначной и составляла 9999 рублей — для оплаты машины приходилось брать два чека», — писал журналист Михаил Колодочкин.
Уже после распада страны процесс получения «Волги» стал еще интереснее. В 1992 году Анатолий Чубайс пообещал, что две «Волги» можно будет получить всего лишь за ваучер. Но это уже совсем другая история.