Профилактическая зарядка аккумулятора перед зимним сезоном: плюсы и минусы

С наступлением первых холодов у автомобилистов традиционно прибавляется проблем. Одна из традиционных дилемм — нужно ли принудительно полностью зарядить аккумулятор от внешнего зарядного устройства. Действительно ли эта процедура так необходима? Ведь у нее есть не только плюсы, но и минусы. Сейчас расскажем про обе стороны медали.
Зачем вообще заряжать аккумулятор перед зимой
Зимой стартеру нужно больше энергии для запуска двигателя — масло густеет, нагрузка на электросистему возрастает. А вот сам аккумулятор, наоборот, теряет емкость: при –20 °C она снижается почти наполовину. Если летом батарея прощала короткие поездки или редкие подзарядки, то в холодное время года эти мелочи могут стать причиной утреннего фиаско.

Какой в этом смысл, если генератор автомобиля и так заряжает АКБ каждую поездку? По разным причинам этого может быть недостаточно:
- Слишком короткие поездки. Из-за них может произойти так, что на запуск ДВС батарея потратила больше энергии, чем смогла восполнить за весь пройденный путь.
- Сниженная производительность генератора.
- Ошибки в тонких настройках электроники. Во многих современных автомобилях предусмотрена умная зарядка, призванная продлить срок службы АКБ, но иногда что-то идет не так, и аккумулятор хронически недозаряжается.
- Повышенная нагрузка на аккумулятор со стороны охранной системы и прочих потребителей.
Плюсы профилактической зарядки
- Надежный запуск двигателя. Заряженный аккумулятор обеспечивает уверенный пуск даже в сильный мороз. Это особенно важно для машин, которые часто стоят без движения по несколько дней.
- Продление срока службы. Регулярная подзарядка помогает избежать глубокого разряда — главного врага свинцово-кислотных батарей. Один-два таких разряда могут заметно сократить ресурс аккумулятора.
- Диагностика состояния. Профилактическая зарядка часто сопровождается проверкой плотности электролита и измерением напряжения. Это позволяет вовремя заметить, если батарея «сдает позиции».
- Экономия на замене. Подзарядить аккумулятор в сервисе или дома — значительно дешевле, чем покупать новый, особенно зимой, когда цены на автоаксессуары традиционно растут.

Минусы и спорные моменты
- Не всегда оправдано. Современные автомобили с исправным генератором и регулярной эксплуатацией обычно не нуждаются в дополнительной зарядке. Избыточное вмешательство может быть просто лишним.
- Риск перезаряда. При самостоятельной зарядке важно соблюдать режим — неправильный ток или время зарядки могут привести к закипанию электролита и ускоренному износу пластин. Однако если соблюдать простые правила, то ничего этого не случится.
- Потеря времени и неудобство. Чтобы зарядить аккумулятор, его нужно снять, занести в теплое помещение, подключить зарядное устройство и дождаться завершения процесса. Для многих водителей это банально неудобно.
- Сбой настроек. Если заряжать аккумулятор с полным отключением от бортовой сети авто, то собьются многие параметры: время, некоторые настройки бортового компьютера и медиасистемы, часть адаптаций силового агрегата.

Как понять, что аккумулятору пора на свалку
В некоторых случаях АКБ уже бесполезно подзаряжать: даже если такая процедура поможет на несколько запусков, затем автомобиль все равно не сможет запуститься. Проще всего понять, что аккумулятор уже на последнем издыхании, по следующим признакам:
- Когда батарея разряжается буквально за пару дней без движения, это означает, что она не держит заряд — процесс сульфатации пластин зашел далеко. Но есть и исключение: если в машине есть мощный потребитель энергии, то он способен высадить в ноль даже новую качественную батарею. Чаще всего такие случаи связаны с неправильной установкой сигнализации или дополнительного оборудования.
- Напряжение ниже нормы. Проверить можно обычным бытовым мультиметром, который стоит копейки. Исправный аккумулятор должен показывать 12,3–12,8 В. Если меньше 12 В — он уже «на издыхании», и никакая зарядка не спасет надолго.
- Вздутый корпус или потеки электролита. Физические деформации, трещины, следы окисления на клеммах — повод срочно заменить аккумулятор. Такой АКБ не только бесполезен, но и опасен.
- Аккумулятору много лет. Весьма косвенный признак, по которому нельзя дать точный диагноз. Многое зависит от качества АКБ и того, оптимально ли автомобиль его заряжает во время поездки. На практике срок службы аккумулятора может варьироваться от 2 до 13 лет (и это не считая случаев очевидного брака).