Водители нередко меняют амортизаторы по мере их выхода из строя, когда масло уже течет по корпусу. Однако производители рекомендуют не дожидаться их предельного износа и призывают устанавливать стойки парами, независимо от их целостности. Какой смысл в таких советах и вдруг это очередной развод на деньги?
Критическая разница
Производители рекомендуют проводить диагностику подвески автомобиля не реже одного раза в год. За это время стойки могут заметно потерять в эффективности, из-за чего страдает управляемость транспортного средства. Амортизаторы не подлежат ремонту, поэтому всегда ввергают в ощутимые траты. Двойная замена амортизаторов всегда дороже, отчего и не нравится автомобилистам. Порой даже мастера автосервисов убеждают ставить упругие элементы лишь по мере их выхода из строя. В подтверждении свой позиции они загоняют машины на вибростенды, где проверка показывает сравнительно небольшие расхождения в характеристиках старых и новых стоек. Только что купленный амортизатор выдает сцепляемость колеса с покрытием дороги примерно в 87-90%, а поезженый — 75-79%. Разница в эффективности не превышают 15% при критической норме в 20%, из-за чего делается вывод о сочетаемости старого и нового.
Снос или занос
Но цифры обманчивы, а каждый технический узел имеет срок службы. 75% эффективности 5-летнего амортизатора может превратится в 40% на следующий день после проведенных комплексных испытаний на вибростенде. Растущий риск внезапного разрыва состарившихся уплотнителей на больших пробегах делает непредсказуемым остаточный срок службы. Старый демпфер рискует отключиться через месяц или полгода, когда новый еще полон жизненных сил. Причем происходит это незаметно для водителя.
При спокойной езде битая стойка с остаточной эффективностью в 50% работает адекватно. А вот в критических режимах движения, на неровной дороге с ямами, да еще и при высокой загрузке возможны проблемы.
Паразитные колебания
Главное назначение амортизаторов, это погашение колебаний подвески справа и слева одновременно. Если есть хоть 10% разницы в поведении стоек, то по кузову идут диагональные колебания, способные в критические моменты войти в резонанс и выдать значительное отклонение транспортного средства от траектории движения. Другими словами, машину может бросить в сторону, неожиданно от водителя. И особенно опасно, если это происходит в повороте на высокой скорости.
Поэтому на спортивных болидах перед каждой раллийной гонкой стойки меняются все по кругу, чтобы обеспечить симметричную работу шасси, иначе машина сорвется в снос раньше, чем ожидается.
Срочная замена
Проконтролировать работу амортизаторов можно и без использования вибростенда. Хотя бы раз в неделю нужно заглядывать в арки колес и осматривать стойки на предмет масляных утечек. Если на корпусе видны капли рабочей жидкости, то это однозначный сигнал к замене. Допускается лишь равномерное «запотевание» верхней части стойки, вызванное функцией самоочистки амортизатора. За время работы выдавливается примерно 20-30 гр масла.
Еще одним способом проверки является принудительное покачивание машины при полной загрузке. Если колебания не затухают после первого качка, то стойки требуют замены, даже несмотря на отсутсвие внешних повреждений. Менять амортизаторы лучше парами, в особенности, если водитель любит погонять.