Менять моторное масло вдвое чаще рекомендуемого: рационализм или блажь?

Замена моторного масла — одна из ключевых процедур по обслуживанию автомобиля. Многие автомобилисты следуют рекомендациям производителей и меняют масло через 10–15 тысяч километров пробега. Однако есть водители, которые предпочитают обновлять масло в два раза чаще, то есть через 5–7 тысяч километров. Насколько это оправданно? Разберемся, где рациональный подход, а где — ненужная трата денег.
Аргументы в пользу частой замены масла
- Продление ресурса двигателя. Масло выполняет не только смазывающую, но и очищающую функцию, улавливая загрязнения и продукты износа. Чем чаще масло обновляется, тем меньше шансов, что вредные частицы нанесут ущерб деталям двигателя.
- Защита в условиях тяжелой эксплуатации. Если автомобиль используется в мегаполисе с частыми пробками, в условиях сурового климата или при частых поездках на короткие расстояния, масло быстрее теряет свои свойства. В таких условиях его действительно разумно менять чаще.
- Лучшие условия для турбированных двигателей. Современные турбированные моторы работают при высоких температурах, что ускоряет окисление масла и приводит к его деградации. Частая замена помогает избежать отложений на деталях турбины и продлить ее срок службы.

Аргументы против частой замены масла
- Излишние затраты. Качественное фирменное моторное масло стоит недешево. А ведь к затратам еще необходимо прибавить цену масляного фильтра и работ в автомобильном сервисе. Если двигатель не испытывает повышенных нагрузок, затраты на частую замену могут быть неоправданными.
- Современные масла обладают высокой стойкостью. Качественная компонентная база с использованием современных технологий позволяет продлить срок службы масла.
- Рекомендации производителей не случайны. Автопроизводители проводят многочисленные тесты и определяют оптимальные интервалы замены, учитывая конструкцию двигателя и качество современных смазочных материалов. Уменьшение интервала вдвое может быть избыточной предосторожностью.

Итог: рационализм или блажь?
У обеих точек зрения на частую замену масла есть свои сторонники. Кто-то говорит, что основные присадки современных масел только к 5–7 тысячам пробега «начинают работать», поэтому лучше придерживаться рекомендуемого производителем интервала. Другие уверены, что цель автомобильной компании — обеспечить беспроблемную эксплуатацию авто только в гарантийный период (3–5 лет), при этом чем раньше после этого срока сломается машина, тем выгоднее производителю.
Все мнения имеют право на существование. Однако практика показывает, что от более частой замены моторного масла еще никто не пострадал. А вот от слишком редкой — пострадал. Из наиболее распространенных примеров можно взять тысячи случаев с Ford Focus второго поколения. Когда автомобиль только появился на рынке (в 2005 году), производитель указывал в сервисных книжках межсервисный интервал 20 000 км. Однако уже тогда представители дилеров в частных беседах советовали менять масло чаще, чем рекомендуется. Наверняка вы слышали, как громко стучат гидрокомпенсаторы у «Фокусов» с бензиновыми моторами — это одно из следствий слишком редкой смены лубриканта. И уже в 2011-м Ford официально снизил межсервисный пробег до 15 000 км.

Отзывы сервисменов также свидетельствуют о том, что при замене масла в среднем через 7–10 тысяч километров на поверхности деталей ДВС скапливается гораздо меньше отложений и масляного «лака».
И кстати, а что насчет «Тойот», которые традиционно почитаются в России за надежность и долговечность? Многие годы, еще когда японская марка официально присутствовала на нашем рынке, у нее был единый регламент на бензиновые и дизельные моторы — замена масла раз в 10 000 км. Уж не от этого (как минимум, в том числе) ее ДВС и считаются более выносливыми?
Получается, «кашу маслом не испортишь». С учетом городских пробок, российских морозов и осенне-весенней распутицы, малых дневных пробегов на непрогретом моторе и прочих негативных факторов будет вполне не лишним сократить интервал до 7–10 тысяч километров.