Этот вопрос из ПДД путает даже опытных водителей: кольцо есть, а кругового движения нет — в итоге ДТП

Большинство автомобилистов согласятся с тем, что с проездом кольцевых развязок в России большая беда. Но куда сложнее ситуация с проездом кольцевых развязок, на которых нет кругового движения! И если на таком участке произойдет ДТП, поиск виновных может затянуться.
Кольцо есть, кругового движения нет
Круговым движением называют перекрестки в виде колец, по которым автомобили движутся против часовой стрелки. Они должны обязательно обозначаться знаком 4.3 «Круговое движение» в виде синего круга со стрелками. При этом с 2017 года в РФ на всех таких перекрестках преимущество у водителей, движущихся по кольцу.
Однако не все перекрестки, которые выглядят как кольца, на самом деле ими являются. Да, можно провести «утиный тест»: если это выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, и есть утка. Но с кольцами это не работает.

Загвоздка в том, что если перед кольцом нет знака 4.3, то кругового движения там нет и быть не может. Соответственно, и правила проезда такого перекрестка в виде кольца установлены совершенно иные — как для обычного пересечения двух (или более) проезжих частей.
Подобной ситуации и коснется наш сегодняшний вопрос. Итак, перед вами траектории движения двух автомобилей, попавших в реальное ДТП. Кто виноват?
Пояснение на примере реального случая из Пензы
На одном из перекрестков Пензы в форме круга произошло ДТП, видеоролик выложил в своем телеграм-канале автоюрист и автор проекта «Пробок.нет» Александр Шумский. Водитель с регистратором (на нашей схеме это светлый автомобиль) двигался по желтой траектории, а другой участник движения (красный автомобиль на изображении) — по красной.
На первый взгляд, все вроде бы очевидно: «регик» попытался съехать с внутреннего кольца и поэтому, очевидно, виноват, раз не пропустил транспортное средство на внешнем кольце. Но знака 4.3 тут нет, соответственно, нет и кругового движения! Поэтому никакого кольца тоже нет.

Приехавшие на место ДТП сотрудники Госавтоинспекции признали виновником красный автомобиль: якобы тот поворачивал налево, что должен был делать с крайней левой полосы. А вот машина с регистратором двигалась прямо, поэтому могла ехать с любой полосы.
В целом ситуация получилась крайне неоднозначная. Если это не кольцо с круговым движением, зачем тогда нанесена разметка в виде колец? Именно она и сбивает водителей с толку: «виновник» ДТП был полностью уверен, что он движется в пределах одной полосы и вообще никому не мешает. И его можно понять.
Позиция водителя с регистратором тоже понятна: он ехал прямолинейно, так что уступать другим не должен. Но зачем тогда он сначала перестроился с крайней правой полосы в крайнюю левую, а затем вновь стал уходить через две полосы вправо?

Вероятно, оба участника ДТП еще попытаются доказать свою невиновность в судебном порядке. Пока же очевидно одно: если на каком-либо перекрестке водители не способны сходу считать всю необходимую им информацию и верно расставить приоритеты проезда, то такой перекресток либо неверно спроектирован, либо неверно размечен.
Конкретно в Пензе, судя по сообщениям местных водителей, есть как минимум несколько перекрестков в виде колец, но без кругового движения. Подобная запутанность лишь повышает риск ДТП: многие водители и «правильные» кольца проезжать не способны, не то что «неправильные». В конечном итоге забота о снижении аварийности в любом случае ложится на плечи местных дорожных властей.