Sport24109316RUРоссия, МоскваВолгоградский проспект, дом 43, корп. 3, этаж 6, пом. XXI, ком. 15Б+7 (499) 321-52-13logohttps://cdn-a.sport24.ru/public/src/assets/favicon/512x512.png
Автомобили
22 июня 2024, Суббота, 06:00

Оказывается, эта привычка опасна для машины: почему нельзя все время держаться за рычаг коробки передач

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Механическая трансмиссия в автомобиле не любит, когда на нее давят без толку.

При езде на автомобилях с механическими коробками передач водители часто кладут ладонь на рукоятку трансмиссии. Так удобнее «чувствовать» передачи и менять их по ходу движения. Однако для техники такая привычка смерти подобна.

Подставка под ладонь

Слабая часть любой механической коробки — это синхронизаторы на валах, которые помогают менять ступени без рывков, скрежетания и задержек. Именно на их долю приходится основной процент поломок ручных трансмиссий. Они не выдерживают неумелых действий водителей и начинают досаждать скрежетанием и ударами. А все из-за того, что водители пытаются использовать рукоятки МКПП не по назначению.

Водителей тоже можно понять. С одной стороны, еще инструкторы их учили в автошколах, что надо держать руку на селекторе, чтобы не искать его впопыхах на экзамене в ГАИ. А с другой, это еще и удобно, так как подавляющее большинство недорогих машин с МКПП не имеют подлокотника между креслами, и человеку за рулем просто некуда деть правую руку. Поэтому водители используют рукоятку как подставку под ладонь, из-за чего и «летят» синхронизаторы.

Для чего нужны синхронизаторы?

Синхронизаторы служат для выравнивания угловых скоростей валов. Дело в том, что шестерни механической коробки всегда находятся в зацеплении, но они не закреплены на валах, а свободно вращаются. Переключения осуществляются за счет их выборочной блокировки с помощью синхронизаторов.

После того, как водитель выжимает сцепление и переводит селектор коробки в нужный паз коробки, то его мышечное усилие двигает синхронизатор к шестерне соответствующей передачи. Механизм синхронизатора входит в плавное зацепление, аккуратно притормаживая шестерню и вал и заставляя их вращаться в унисон друг другу.

Эта сложная операция выравнивания была бы невозможной без специального фрикционного кольца на конусе, являющегося основой муфты синхронизатора. Чем сильнее давит человек на рычаг, тем плотнее кольцо садится на конус и сильнее тормозит вал. Затем происходит блокирование шестерни и вала, включается новая передача, и водитель может отпускать педаль сцепления. В этот момент он должен отпустить и рычаг коробки. Но что же будет, если этого не сделать?

shutterstock.com

Ремонт коробки

Когда рука лежит на рукоятке, то под своим весом она придавливает синхронизатор и не дает ему свободно вращаться. Внутри муфты возникают дополнительные напряжения и происходит дополнительный износ фрикционного кольца. В результате синхронизатор работает на износ.

При сильной выработке муфты синхронизатор перестанет выравнивать скорости вращения вала и шестерни. Передачи будут хрустеть и скрежетать, как на старых грузовиках с уже убитыми коробками.

Если ездить так дальше, то трансмиссия начнет «вышибать» передачи. Водителю тогда придется всегда придерживать рукоятку, чтобы автомобиль хоть как-то ехал.

Ремонт синхронизаторов сложен и дорог. Надо разбирать коробку, снимать валы, менять муфты и собирать все заново. В общем, лучше отказаться от вредных привычек в автомобиле и найти рукам более достойное применение, чем искать дополнительную опору.

Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0