Cистема «старт-стоп» вредна или полезна для двигателя авто: сравниваем плюсы и минусы

Система «старт-стоп», которой оснащены многие современные автомобили, автоматически останавливает двигатель при остановке на светофоре или парковке, а при начале движения самостоятельно его запускает. Она призвана сэкономить немного топлива, но разве часты запуски не вредят мотору? Сегодня мы раскроем плюсы и минусы, в том числе с точки зрения износа и надежности.
Действительно ли «старт-стоп» позволяет экономить топливо?
Но прежде чем перейти к оценке влияния системы на ДВС, ответим на более простой вопрос: эта функция вообще помогает экономить топливо на практике? Все же именно в этом заключается ее первостепенная роль. На эту тему было проведено уже немало исследований, в том числе уважаемыми в автомобильной среде институтами.
Так, на сайте SAE (Общества автомобильных инженеров) опубликованы результаты тестов, согласно которым «старт-стоп» позволяет снизить расход на 7,27% и даже на 26,4% в зависимости от ездового цикла. В целом все научные изыскания на эту тему сходятся во мнении, что эффективность полностью зависит от того, в каких условиях эксплуатируется автомобиль. В городе с большим количеством пробок и светофоров экономия будет осязаемой, в то время как при преимущественном движении по загородным трассам смысла от системы не будет никакого (что вполне очевидно).

Также свое исследование провел китайский центр CATARC (China Automotive Technology & Research Center) в Тяньцзине. Специалисты взяли три разных автомобиля от разных производителей (один от немецкого бренда, второй от китайского и третий от немецко-китайского СП) и сравнили потребление топлива с включенной и выключенной системой «старт-стоп» в трех разных ездовых циклах: NEDC, WLTC и CLTC. В итоге экономия составила от 2 до 8,5% в зависимости от авто и выбранных тестов, но в большинстве случаев не превышала 3,5%. В целом этот показатель выглядит реалистично.
Можно резюмировать, что экономия топлива от системы «старт-стоп» действительно есть, но в реальности она составит всего несколько процентов. Другой вопрос, окупит ли себя эта функция? Ведь мало того, что покупатель так или иначе платит за нее при покупке автомобиля, так еще и в перспективе она потребует дополнительных затрат на содержание. Даже бюджетные AGM-аккумуляторы стоят 15–20 тысяч рублей, то есть в разы дороже обычных свинцово-кислотных.
Таким образом, экономического смысла в наличии «старт-стопа» для владельца нет. А производители массово устанавливают эту систему в основном для отчета перед контролирующими органами: ниже расход топлива — ниже и вредные выбросы. А заплатит за все конечный потребитель, то есть мы с вами.
Но что же насчет надежности?
На автомобиле с системой «старт-стоп» стартер и аккумулятор испытывают кратно большую нагрузку, чем на аналогичной модели, не оснащенной такой функцией. Значит ли это, что эти компоненты выйдут из строя существенно быстрее? Не совсем.
Все дело в том, что стартер в таких случаях применяется усиленный, то есть он рассчитан на повышенную нагрузку. Плюс к этому многие автомобили с такой системой являются «мягкими гибридами», и в них вместо стартера применяется электромотор, выполняющий функции и стартера, и генератора. Он еще мощнее, так что запуск ДВС для него — плевое дело.

Схожая ситуация и с батареей: произведенные по технологии AGM аккумуляторы стойко переносят часты запуски двигателя и быстрее подзаряжаются. По всему выходит, что надежность наиболее нагруженных компонентов системы не пострадала, поскольку и сами агрегаты были предварительно усилены.
Что насчет износа двигателя из-за частых запусков?
Еще два–три десятилетия назад автомобильных инженеров учили, что запуск двигателя составляет около 80% от общего износа этого ДВС. Кроме того, холостой ход в течение 10 минут потребляет примерно столько же топлива, сколько и пуск мотора. Как с учетом этого можно вообще говорить о том, что система «старт-стоп» не вредит машине?
Но для начала следует уточнить, что износ двигателя в момент пуска высок именно тогда, когда речь идет о холодном старте. Зазоры внутри ДВС огромны, поскольку металлические детали еще не расширились до своего обычного состояния при рабочей температуре. Плюс к этому масло успело стечь в поддон из основных пар трения.

При горячем пуске ни один из факторов уже не играет важной роли. Все детали хорошо прогреты, так что зазоры уже точны, плюс к этому на основных элементах есть масляная пленка. Таким образом, износ при горячем запуске сведен к минимуму. А еще умные системы «старт-стоп» умеют остановить ДВС в наиболее подходящем месте — около верхней мертвой точки на такте сжатия в одном из цилиндров. Это упрощает повторный запуск после остановки на светофоре. К тому же электроника не заглушит двигатель, пока он полностью не прогреется. Не сработает система и при движении по холмистой местности или когда вы сдаете назад.
Из всего этого можно сделать вывод, что износа двигателя из-за использования системы «старт-стоп» можно не бояться. Если какой-либо дополнительный вред для ДВС и существует, им можно пренебречь.
Резюме по плюсам и минусам «старт-стопа»
После всего вышесказанного можно кратко выделить основные особенности системы «старт-стоп»:
- Повышенного износа двигателя из-за частых запусков можно не бояться;
- Стартер и аккумулятор адаптированы и усилены;
- Реальная экономия топлива в большинстве сценариев эксплуатации будет в районе погрешности — около 3%;
- Экономию на топливе одномоментно съест замена более дорого аккумулятора, которая рано или поздно потребуется;
- Производители массово устанавливают «старт-стоп» по единственной причине: система позволяет немного снизить декларируемый расход топлива и вредные выбросы.