Автомобильный лайфхак из СССР: полезно ли сегодня прокаливать свечи на плите

Многие автолюбители старой школы помнят метод восстановления свечей зажигания, который активно использовался еще в советские времена, — прокаливание на газовой плите. Этот способ обещал вернуть свечам работоспособность, удаляя нагар и масляные отложения. Но насколько он актуален сегодня, когда после массового распространения такого метода прошли десятки лет? Сейчас разберемся.
В чем суть метода прокаливания свечей
Суть прокаливания свечей на плите предельно проста: свечу зажигания зажимают пассатижами и держат в открытом пламени газовой конфорки. Температура горения газа (около 1000 °C) способствует сгоранию нагара и масляных отложений. После выполнения процедуры свече дают остыть, после чего вновь устанавливают в двигатель.

Почему этот способ использовали раньше
В эпоху советского автопрома свечи зажигания были менее долговечными, а замена комплектующих могла стать сложной задачей. Плюс к этому топливо и смазочные материалы были изготовлены по совершенно иным стандартам, поэтому зачастую оставляли больше отложений, чем сегодня. Плюс к этому покупка новых свечей не всегда была возможной в условиях дефицита. В таких условиях метод прокаливания позволял временно реанимировать свечи и продолжить эксплуатацию автомобиля.
Почему прокаливание не актуально сегодня?
Несмотря на популярность метода в прошлом, современные автопроизводители не рекомендуют обжигать свечи на плите. Вот несколько причин, почему этот лайфхак может быть даже вреден:
- Современные материалы. Большинство современных свечей имеют платиновые или иридиевые электроды. Высокие температуры пламени плиты могут привести к их разрушению или деформации, что снизит эффективность работы свечи.
- Керамический изолятор. При резком нагреве и последующем остывании керамический корпус свечи может покрыться микротрещинами, что приведет к пробоям и нестабильной работе двигателя. Более того, из-за резких перепадов температуры при накале на газовой плите на керамике появляются невидимые глазом микротрещины. После установки в ДВС они продолжат прогрессировать, после чего небольшие куски начнут откалываться. В конечном итоге это приведет к появлению царапин на боковой поверхности поршня и цилиндра. Наиболее негативный сценарий — необходимость капитального ремонта движка.
- Альтернативные методы очистки. Сегодня существуют более безопасные и эффективные способы удаления нагара. Например, пескоструйная обработка, чистка ультразвуком или использование специальных химических средств.
- Цена новых свечей. В отличие от советских времен, сегодня купить новый комплект свечей не составляет труда, а их стоимость не настолько высока, чтобы рисковать повреждением двигателя из-за попытки сэкономить.

В каких ситуациях все-таки можно воспользоваться прокаливанием свечей
Однако в экстренном случае воспользоваться дедовской методикой все-таки можно, особенно если иных способов нет. К примеру, после того, как свечки были «залиты», то есть несколько неудачных попыток завести ДВС привели к тому, что на их поверхности образовался толстый слой горючего, препятствующий образованию искры. Если все это произошло вдали от цивилизации, а под рукой только свечная головка, «трещетка» и зажигалка, то вы знаете, что делать. Требуется снять свечи и немного подержать их рабочую часть над пламенем. Топливо сгорит или испарится, после чего деталь можно устанавливать на место: машина должна завестись. Но даже в этом случае лучше воспользоваться очистков свечей с помощью различных химических составов.
Что в итоге
Прокаливание свечей на плите — это лайфхак, который мог быть полезен в условиях дефицита запчастей, но сегодня он больше вреден, чем полезен. Если свечи зажигания загрязнились или потеряли эффективность, лучше прибегнуть к современным методам очистки или просто заменить их новыми. В крайнем случае можно прокалить свечки, если они были залиты топливом. Но и тут главное не переборщить.
