В России запретили праворульные авто: правда или фейк?

В Россию запретили ввозить праворульные авто. С таким заголовком выступили многие СМИ, ТГ-каналы и эксперты. Так ли это на самом деле? Что будет с импортом бэушек из Японии? Затронет ли новое правило машины, которые давно катаются по РФ? Сейчас во всем разберемся.
Что пишут СМИ
Большинство СМИ и блогов в конечном счете ссылаются на телеграм-канал Mash. В феврале 2025 года несколько испытательных лабораторий Владивостока (их в обязательном порядке проходят ввозимые «праворульки») были лишены аккредитации на выдачу СБКТС и ЭПТС. Одна из них оспорила решение в суде, указав Росаккредитацию в качестве ответчика. Ведомство провело внеплановую проверку, в ходе которой аннулировало как минимум десять выданных СБКТС на праворульные авто, а под раздачу попали еще и гибриды.
Арбитражный суд Приморского края признал Росаккредитацию правой в своих действиях, поскольку ввозимые авто требуется проверять на соответствие 13-го требования приложения № 8, по которому лаборатории не проверяли автомобили. Суть проблемы в том, что машины для левостороннего движения имеют фары с пучком света, смещенным влево. А для наших дорог необходимо наоборот — все это нужно, чтобы хорошо освещать обочину и вместе с этим не слепить встречный поток.

В теории пройти лабораторию с такими исходными данными можно лишь в том случае, если переоборудовать машину на фары, изначально выпущенные для правостороннего движения. Но по закону и это нельзя сделать, поскольку такое действие будет считаться внесением изменений в заводскую конструкцию.
У гибридов другая проблема: в суде Росакредитация напомнила о необходимости их проверки на выбросы. На практике сделать это не всегда возможно, поскольку у многих моделей фактически нет холостого хода: такие машины в режиме простоя работают от батарейки. В связи с этим замерить количество CO2 и других вредных веществ не представляется возможным.

Кто и что на самом деле запретил
Главное, что пока необходимо знать о решении Арбитражного суда: оно еще не опубликовано и даже не вступило в силу. Проигравшая сторона подала апелляцию, следующее судебное заседание состоится в декабре. Поэтому решение еще может быть пересмотрено.
Также с отдельным комментарием выступила Росаккредитация: «Важно подчеркнуть, что предмет судебного разбирательства никак не затрагивал законность ввоза и обращения на территории РФ транспортных средств с правым рулем. Суд рассматривал исключительно правомерность выдачи отдельно взятых СБКТС на конкретные автомобили и правомерность действий определенной лаборатории».
Правда, из контекста не совсем понятно, как проблемы с неправильными фарами могут не касаться других машин и других СБКТС. Но в целом совершенно очевидно, что ни один региональный суд не может решать судьбы автомобильного импорта в целом. Вопросы технического регулирования относятся к деятельности Росаккредитации, Минпромторга и Росстандарта.

Почему правый руль нельзя запрещать в России
В целом по РФ доля праворульных машин невысока — всего 8,8%. Загвоздка лишь в том, что рынок Дальнего Востока на 73% состоит из таких автомобилей. Условный Владивосток хоть завтра можно перевести на левостороннее движение — местным водителям станет только проще.
Вопрос запрета «прулей» имеет вовсе не технический, а политический характер. Еще с 90-х в правительстве неоднократно пытались запретить такие машины, но каждый раз в последний момент передумывали. Всем очевидно, что такая мера незамедлительно приведет к волнениям в восточной части страны, которая не мыслит жизни без подержанных машин из Японии.

