Наступили первые морозы: прогревать ли двигатель?

С приходом первых холодных дней многие водители вспоминают старую привычку — дать мотору «поработать минут пять» перед началом поездки. Но насколько эта практика полезна для современных автомобилей? Сейчас разберемся.
Нужно ли прогревать двигатель сегодня
Короткий ответ: долгий прогрев на месте современным автомобилям не нужен. Большинство современных бензиновых и дизельных моторов, оснащенных инжекторами и электронными системами управления, рассчитаны на то, чтобы начинать движение практически сразу после запуска.
Однако это не значит, что можно просто завести мотор и резко уехать, — есть важные нюансы.

Почему долгое стояние на холостом ходу — плохо
- Низкая эффективность прогрева. На холостых оборотах двигатель греется медленно: топлива тратится много, а пользы мало.
- Повышенный износ. Холодный мотор на холостых работает не в оптимальном режиме, что способствует смешению топлива с маслом и снижению его свойств.
- Увеличение расхода топлива и образование нагара. Система впрыска обогащает смесь, что при длительном простое может приводить к образованию нагара.
- Вред экологии и штрафы. Пункт 17.2 ПДД запрещает стоянку с работающим двигателем. Однако в тех же правилах указано, что под стоянкой понимается прекращение движения на время более 5 минут. Так что никто не запрещает постоять до 3–4 минут.
Как правильно прогревать двигатель в мороз
Хотя ждать «пока стрелка температуры поднимется» не нужно, но короткий прогрев обязателен.
- Дайте двигателю поработать 30–60 секунд. За это время масло разойдется по системе, давление стабилизируется, и мотор будет готов к нагрузкам. Необходимо хотя бы дождаться момента, когда снизятся начальные прогревочные обороты (обычно на холодном бензиновом моторе более-менее современных машин они снижаются до 1,1–1,3 тысячи оборотов в минуту).
- Начните движение плавно. Первые 5–10 минут избегайте резких ускорений и высоких оборотов. Двигатель быстрее прогревается именно под легкой нагрузкой. Не загоняйте стрелку тахометра высоко, старайтесь не поднимать ее выше 2–3 тысяч оборотов в минуту.

Прогрев важен не только для двигателя
Прогреваются также:
- коробка передач (особенно АКПП и вариаторы),
- рулевая рейка и гидроусилитель,
- тормоза,
- подвеска.
Плавное начало движения помогает всему автомобилю выйти на рабочий режим.
Особые случаи
- Дизельные двигатели. Дизели более чувствительны к холоду: сгущение топлива, свечи накаливания, более высокий коэффициент сжатия. Но принцип тот же: короткий прогрев + плавное движение.
Важно использовать зимнее дизтопливо. - Старые карбюраторные автомобили. Им действительно требуется длительный прогрев: 5–10 минут. Карбюратор не может так гибко регулировать смесь, как современная электроника, поэтому прогрев здесь оправдан.
- Экстремальные морозы (−25 °C и ниже).
В сильные морозы дни полезно:
- использовать более жидкое зимнее масло,
- применять автономный или электрический предпусковой подогреватель — он уменьшает износ и облегчает запуск,
- давать машине прогреться подольше на холостых оборотах — около 2–4 минут.

Вывод
Прогревать двигатель нужно, но недолго. Для современных автомобилей оптимальная схема проста:
- завели → подождали около минуты → начали движение без резких нагрузок.
Это экономичнее, безопаснее для двигателя и полезнее для всего автомобиля. Длительный прогрев на месте — пережиток прошлого, от которого лучше отказаться.

