Автомобили

Владельцам импортных автомобилей доначисляют миллионы за утильсбор: что они сделали не так?

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Собственники иномарок стали получать неприятные письма от ФТС.

Неприятные письма получили россияне, которые за последние полтора года купили новые иномарки: с них требуют доплатить солидные суммы якобы из-за перерасчета Федеральной таможенной службы. Почему так произошло, кто в зоне риска и какой страны-экспортера это касается? Сейчас во всем разберемся.

Кому доначислили миллионы

В общей сложности нашлось примерно 30 тысяч «счастливчиков», которым грозят миллионные доначисления со стороны ФТС. По данным «Базы», с некоторых требуют до 3,5 млн рублей.

В рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с весны 2024 года в РФ было ввезено свыше 30 тысяч автомобилей Hyundai, Kia и Skoda казахстанской сборки. Их производили в особой экономической зоне, а владельцы при ввозе платили только коммерческий утильсбор — от 667 тысяч до 1,9 млн рублей.

shutterstock.com

Но начиная с октября 2025 года Федеральная таможенная служба принялась требовать доплаты: поверх уплаченной суммы с граждан хотят получить еще от 750 тысяч до 3,5 млн рублей. Такое решение ФТС мотивирует тем, что у машин из соседней страны есть импортная декларация. Если же не доплатить, то можно лишиться ЭПТС, то есть машина фактически станет недвижимостью.

Владельцы машин казахстанской сборки отмечают, что в ФТС прежде не требовали импортных деклараций, да и платежи принимали без вопросов. Примечательно, что Центральная акцизная таможня продолжает работать по старой схеме, а региональные отделения начисляют доплаты.

Областные суды уже начали рассматривать подобные дела. К примеру, суд в Архангельской области встал на сторону ФТС и обязал собственников доплатить миллионные суммы и пени.

Пострадавшие направили обращение председателю Совета Федерации Федерального собрания Валентине Матвиенко, но она пока не отреагировала.

shutterstock.com

Почему доначисления «прилетели» только сейчас

Казахстан входит в Евразийский таможенный союз, поэтому при легализации авто в республике по единым тарифам ЕАЭС и последующем ввозе в Россию требуется доплатить только утилизационный сбор.

С апреля 2024 года вступили в силу новые правила ввоза в РФ: к утилизационному сбору прибавляют всю разницу в пошлинах, акцизах и НДС двух стран.

Теперь же, полтора года спустя, ФТС пытается взыскать с импортеров и собственников авто разницу в платежах, которые не были удержаны в Казахстане.

shutterstock.com

Сами же собственники заявляют, что при ввозе машин не пытались использовать серые схемы и делали все «вбелую». К тому же владельцы указывают на тот факт, что они просто не смогли бы поставить свои транспортные средства на учет, если бы таможня не дала добро.

Вот пример расчета: в мае 2024 года из Казахстана был ввезен Skoda Kodiaq. Импортер заплатил за нее коммерческий утильсбор в сумме 300 000 рублей. Теперь же с него требуют доплатить еще 1,514 миллиона рублей, из них 1,188 миллиона — основной долг, а 326 тысяч рублей — пени.

Но почему перерасчет производят сейчас, полтора года спустя? В ФТС заявляют, что по закону имеют право проверять правильность начисления утилизационного сбора в течение трех лет и в случае недостачи требовать доплаты с импортеров или автовладельцев.

При этом ввозимые в настоящее время автомобили по-прежнему таможатся по старым правилам. То есть все, кто купил машины казахстанской сборки с апреля 2024 года, находятся в зоне риска.

shutterstock.com

Какие автомобили везут из КЗ в РФ

В 2022 году импорт автомобилей из Казахстана в Россию существенно вырос из-за объективных причин. Пиковым стал 2023-й, когда из этой страны импортировали почти 45 тысяч машин. Но в последнее время активность существенно спала из-за повышения ставок утильсбора и ужесточения правил ввоза.

В первом полугодии объем поставок из Казахстана снизился более чем на 70%. Наиболее популярными моделями оказались Hyundai Tucson, Kia Sportage и Skoda Kodiaq. В целом эти автомобили пользовались устойчивым спросом у россиян и до 2022 года. Теперь же привоз из Казахстана остался одним из наиболее простых и быстрых способов получить «санкционную» иномарку.

Самые доступные кроссоверы с полным приводом 2025: что можно купить в России и за какие деньги
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0