Таксистов хотят пересадить на отечественные автомобили: когда требование вступит в силу

В скором времени в России может появиться закон, который обяжет таксистов использовать только отечественные автомобили. Сейчас разработкой такой нормы занимаются депутаты и сенаторы. В чем плюсы и минусы подобного решения — расскажем в нашей статье.
На каких машинах разрешат ездить таксистам
Согласно инициативе депутатов, предполагается установить требования по уровню локализации автомобилей такси. Для этого будет применяться оценка в баллах на основе доли отечественных узлов, агрегатов и комплектующих. Устанавливать требования к таксомоторным паркам смогут региональные власти. В дополнение к ним будут действовать общероссийские нормы: областные могут быть строже федеральных, но не мягче.
Одна из основных задач — минимизация зависимости отрасли такси от импортных поставок. Плюс к этому новые требования помогут стимулировать спрос на выпускаемые в России автомобили. С недавних пор отрасль таксомоторных перевозок рассматривается властями в качестве стратегической, поэтому в ближайшие годы количество требований к ней может возрасти.

При этом речь не идет о том, чтобы пересадить всех таксистов на «Лады». Это могут быть иномарки, которые собираются в России. Правда, за последние три года ситуация с локализацией существенно ухудшилась. Многие мировые автобренды спешно бежали из России, оставив свои заводы с хорошим уровнем локализации. А вот пришедшие на их место китайцы не спешат вкладываться в местное производство.
К примеру, если оставить за скобками рассмотрения Haval, который организовал производство на заводе в Тульской области еще задолго до 2022 года, то у других массовых брендов локализация сейчас скорее показная. Даже Chery сейчас выпускаются по методу крупноузловой сборки. А если говорить проще, то уже собранные в КНР автомобили слегка разбираются и обратно собираются на подъемнике. Уже идут разговоры о расширении производства, в перспективе планируется наладить сварку и окраску кузовов. Но пока имеем то, что имеем.
Кому выгодна инициатива
В конце января 2025 года президент России Владимир Путин посетил АвтоВАЗ. Тогда он заметил, что машины такси в нашей стране должны быть отечественного производства. Однако при этом необходимо соблюсти баланс между интересами перевозчиков и автопроизводителей, подчеркнул глава государства.
Инициатива по введению требований по локализации автомобилей такси является своего рода защитой для всей отрасли таксомоторных перевозок, заявил президент АвтоВАЗа Максим Соколов в рамках Форума по регуляторной политике Российского союза промышленников и предпринимателей.

Соколов считает, что в сфере такси должны применяться такие же механизмы поддержки отечественного производителя, что и в других видах общественного транспорта, пишут «Известия». При этом он подчеркнул, что предполагаемые требования к машинам с «шашечками» абсолютно не говорят о том, что все автомобили такси должны будут иметь логотип «Лады».
Что считают сами таксисты
В сервисе заказа такси «Максим» считают, что введение новых требований приведет к развитию теневого извоза, формальным докладам о минимальном количестве закупленных отечественных автомобилей, банкротству транспортных компаний.
В «Яндекс Такси» призвали выработать сбалансированное решение по этому вопросу, а для этого требуется наладить диалог таксопарков и автопроизводителей.

Заместитель председателя Общественного совета при Минтрансе РФ Илья Зотов отметил, что необдуманное введение требований по локализации машин такси может привести к уходу с рынка существенного числа таксистов и к росту тарифов. По его словам, если требования по локализации будут введены и станут распространяться на самозанятых водителей, то тарифы расценки на перевозку могут сразу подскочить на 30–40%.
Руководитель оперативного отдела независимого профсоюза «Новый труд» Алексей Неживой отметил, что значительная часть таксистов — самозанятые, которые подрабатывают в такси на личных автомобилях. При этом у них попросту нет денег на покупку новой машины с необходимым уровнем локализации.