Хотят вернуться в Россию: какие автомобильные марки рассматривают возвращение на наш рынок

Первые признаки оттепели в отношениях между Россией и США подарили робкую надежду на скорый прогресс в перемирии и последующее снижение санкционного давления. На этом фоне уже началось настоящее ралли на отечественном фондовом рынке, а в кулуарах международного бизнеса заговорили о предполагаемых сроках возврата в РФ крупных иностранных игроков. Это касается в том числе и представителей автопрома, которые поспешно свернули деятельность в нашей стране весной 2022 года. О том, какие любимые россиянами марки могут вернуться уже в 2025 году, читайте в нашей статье.
Hyundai и Kia
Южнокорейские СМИ пишут, что Hyundai и Kia находятся «на низком старте» и готовы возобновить свою деятельность при первых признаках перемирия. Hyundai продала свой завод под Санкт-Петербургом в конце 2023 году за символическую цену в 10 000 рублей. Покупателем выступил автодилерский холдинг «Авилон». Одним из условий сделки была возможность обратного выкупа в любой момент. Возможно, он скоро наступит?
Hyundai-Kia уже прикидывают, когда можно вернуться в РФ, пишет южнокорейское издание news1.kr. Российский рынок слишком важен для этих марок, чтобы игнорировать его. В 2021 году Hyundai-Kia продали в России 370 000 машин, что составило 6,8% от их глобальных продаж.

По данным источников, близких к менеджменту корейской компании, сейчас руководство Hyundai Motor пристально следит за политическими новостями. При этом насколько победоносным будет возвращение марки на фоне захвата российского рынка китайскими производителями — пока вопрос открытый.
Примечательно, что сейчас бывший завод Hyundai под Санкт-Петербургом не простаивает: на нем собирают автомобили под маркой Solaris. Модели Solaris HS, Solaris HC, Solaris KRS и Solaris KRX являются копиями Hyundai Solaris, Creta, Kia Rio и Rio X. С момента запуска сборки в феврале 2024 года с конвейера сошло уже свыше 20 000 авто.

Не Южной Кореей единой: что с японскими марками
Но не только южнокорейские компании рассматривают перспективы возвращения в Россию. На конференции ForAuto 2025 сооснователь дилерского холдинга Major Auto Михаил Бахтиаров заявил, что продажи могу запустить и японские компании: «Учитывая новостной фон, существуют тенденции, которые к концу года могут поменять правила игры на нашем рынке. Одна из них — прямое указание Вашингтона Корее и Японии». По данным «Известий», это может случиться уже в IV квартале 2025 года.
При этом никаких подробностей или инсайдерских данных пока нет. Во времена до СВО важными игроками оставались Toyota, Nissan и Mitsubishi. Honda свернула операции еще задолго до 2022 года, а Suzuki и Subaru присутствовали скорее номинально.

Toyota продала свой автозавод в Санкт-Петербурге летом 2023 года. Покупателем выступило ФГУП «НАМИ», при этом в сделке не был прописан опцион на обратный выкуп. Впрочем, поскольку новым владельцем является государственное учреждение, японской компании будет проще договориться о возвращении (в конце концов, крупный завод стабильного бренда — это инвестиции и рабочие места). Сам завод передали бренду премиальных автомобилей Aurus, однако никакое производство на нем так и не возобновили.
Схожим образом обстоит ситуация с бывшим заводом Nissan, также находящимся в Санкт-Петербурге. Его новым владельцем тоже является ФГУП «НАМИ». Сделка прошла за символическую цену с опционом обратного выкупа в течение шести лет. Сейчас на площадке выпускают кроссовер X-Cross 7, который является копией Chery Tiggo 7 Pro.

Что касается Mitsubishi, то ее автомобили выпускались на калужском заводе «ПСМА Рус». Это совместное предприятие Stellantis и Mitsubishi Motors, доли между партнерами поделены в пропорции 70/30. В 2024 году Mitsubishi заплатила 3 млрд рублей в качестве компенсации за расторжение соглашения с «ПСМА Рус» о контрактном производстве Pajero Sport и Outlander.
Что насчет европейских марок
Прогнозы по европейскому автопрому далеко не столь оптимистичны. Все дело вновь в политике: новый курс США, озвученный Трампом и его ближайшим окружением в последние недели, идет вразрез с позицией Старого Света. Таким образом, в обозримой перспективе вряд ли можно ожидать потепления отношений с европейскими государствами. Соответственно, и местные производители не будут возвращаться в Россию (по собственной ли инициативе или по воле «партии» — уже вторично).