Самые популярные подержанные авто — 2024 в России: рейтинг и цены на машины на вторичном рынке
2024 год подходит к своему логическому завершению. И если рынок новых автомобилей практически полностью поглотили «китайцы», то на вторичке правят бал бестселлеры прошлых лет — отечественные, японские и корейские машины. Какие модели и за какие качества выбирают россияне? Сегодня расскажем о десятке наиболее популярных машин.
Общее состояние рынка «вторичек»
В целом рынок подержанных машин продолжил расти. За 11 месяцев 2024 года в России было продано 5 513 746 легковых автомобилей с пробегом. Это на 4,6% больше, чем за аналогичный период 2023-го.
Из десяти брендов-лидеров положительную динамику показали Lada (+18,1%), Kia (+7,6%), Renault (+5%), Hyundai (+3,8%) и Chevrolet (+1,7%). Volkswagen остался на уровне годичной давности, а четыре марки имеют рыночное снижение: Toyota (-9%), Ford (-8,2%), Nissan (-6,4%) и Honda (-1,7%).
Какие подержанные модели россияне покупали чаще всего и за что их ценят
Бестселлером среди подержанных машин оказалась вазовская «семерка». При этом удивляет не столько сам этот факт, сколько динамика: продажи «классики» выросли на 41,2% по сравнению с 2023 годом. Поразительно для модели, которая не выпускается с 2012 года, а большинство экземпляров на рынке гораздо старше. Выбирают ее за доступность: живые экземпляры можно найти за 100–150 тысяч рублей. Хотя владельцы машин с небольшим пробегом (до 50–70 тысяч километров) могут требовать и по 300 тысяч.
На втором месте еще один выходец из Тольятти — ВАЗ-2114. Продажи «четырнадцатой» год от года увеличились не столь существенно — на 5%. Хэтч перестали выпускать в 2013 году, а сегодня его выбирают в основном за тот факт, что это самый доступный переднеприводный автомобиль на рынке в возрасте до 20 лет. Средний ценник на рынке варьируется в районе 200 тысяч рублей, но сильно зависит от состояния.
Братцы Kia Rio и Hyundai Solaris расположились на третьем и четвертом местах, прибавив в популярности 10% и 7% соответственно. В отдельном представлении они не нуждаются, поскольку начиная с 2011 года (тогда в РФ начали выпускать Solaris первого поколения) являлись бестселлерами отечественного рынка. Сегодня за первый «Солярис» просят от 700 тысяч до миллиона рублей, за второй — 1–1,7 млн. Схожие ценники у аналогичных «Рио». Любят россияне Solaris и Rio за неприхотливость, надежность, относительный комфорт и простоту ремонта.
Ford Focus — когда-то «кредитная мечта менеджера по продажам». Абсолютный хит нулевых продолжает доживать свою жизнь на вторичном рынке, где его ценят за огромный выбор силовых агрегатов, типов кузова и комплектаций. Говорить о средней цене сложно, ведь в продаже находятся сразу три поколения «Фокуса». Относительно свежие машины третьей генерации стоят от 800 тысяч до миллиона рублей. За второй «Фокус» просят 400–600 тысяч. А машина первого образца, чей возраст уже перевалил за 20 лет, обитает в категории «до 300».
Шестую строчку заняла «Лада-2170», она же народно любимая «Приора». Ее продажи выросли на 5,7%. На «вторичке» занимает промежуточное положение между ВАЗ-2114 как самым доступным переднеприводным ВАЗом (массово сохранившемся, поскольку «живые» «девятки» уже сложно найти) и ранними «Вестами». В ходу у молодых людей плюс пользуется успехом в южных республиках. Автомобили в хорошем состоянии уходят в среднем за 400 тысяч рублей.
Ступенькой ниже находится классическая «Нива». За год спрос на нее вырос почти на 13%. Сегодня это самый доступный внедорожник, так что его выбирают охотники, грибники, любители выбираться на природу. Поскольку «Ниву» выпускают уже пятое десятилетие, то ценник существенно зависит от возраста и сохранности. Древние экземпляры в состоянии «на ходу» выставляют за 100 тысяч рублей, а за свежие не стесняются просить и по 800 тысяч.
Восьмую строчку занял прямой конкурент «Фокуса» — Toyota Corolla. Хотя покупатели этих машин могут не согласиться с тезисом, поскольку только Corolla может предложить «настоящее японское качество». Правда, многие машины на рынке Фудзияму видели лишь на картинке, поскольку были выпущены в Турции (в первую очередь это касается 11-го поколения). За «живой» экземпляр седана 10-поколения просят около 1 млн рублей, 11-го — 1,3–1,5 млн. Все, что старее или новее них, — зависит только от фантазии владельца.
Далее идет старшая сестра «Короллы» — «божественная» Toyota Camry. Правда, за последний год ее стали покупать на 7% реже. Но это вовсе не значит, что всенародная любовь ослабевает. Camry многих поколений являются объектом желаний, а за машинами в хорошем состоянии и с небольшим пробегом идет настоящая охота. Обычно такие экземпляры и вовсе расходятся «по своим» и до агрегаторов объявлений попросту не доходят. Бесспорные преимущества серии — надежность, комфорт и несравненная ликвидность. За седан поколения XV70 сегодня придется отдать больше 2 млн рублей. Да что там, даже рестайлинговая XV50 стоит не меньше 2 млн. XV40 можно найти за 1–1,2 млн, но экземпляры с относительно небольшим пробегом и минимальным количеством владельцев тоже тяготеют к 2 млн.
И замыкает десятку лидеров «десятка». Та самая Lada 2110, которая доживала свою жизнь на конвейере уже в качестве «Приоры». Сегодня она относится к той категории автомобилей, у которых нет возраста, а есть состояние. Взять машину на ходу можно и за 100 тысяч рублей, однако для последующей беспроблемной эксплуатации следует приготовить на покупку минимум 200 тысяч.
№ | Модель | Продажи за 11 месяцев | Динамика |
1 | ВАЗ-2107 | 126 900 | +41,2% |
2 | ВАЗ-2114 | 112 498 | +5,0% |
3 | Kia Rio | 112 319 | +10,3% |
4 | Hyundai Solaris | 109 674 | +7,8% |
5 | Ford Focus | 101 835 | -8,6% |
6 | Лада Приора | 95 253 | +5,7% |
7 | Лада 4x4 | 93 684 | +12,9% |
8 | Toyota Corolla | 90 216 | -5,1% |
9 | Toyota Camry | 77 617 | -7,4% |
10 | ВАЗ-2110 | 73 980 | +9,2% |