В России будут по-новому распределять штрафы за нарушение ПДД: что это значит
В России предлагают изменить систему распределения штрафов за нарушения правил дорожного движения. На текущий момент 100% поступает в региональные бюджеты. Теперь Минфин намерен изменить это правило, которое действовало много лет. Зачем это нужно и к чему может привести — сейчас разберемся.
Куда сегодня идут штрафы
На текущий момент все штрафы за нарушения ПДД идут в бюджеты регионального уровня, обеспечивающие потребности субъектов федерации. Но существует исключение: если постановление об административном правонарушении было вынесено мировым судьей, половина суммы направляется в региональный бюджет, а половина — в местный. Плюс к этому деньги от штрафов и пеней за просрочку транспортного налога уходят в бюджеты разных уровней в соответствии с нормами конкретного субъекта федерации.
По итогам 2023 года бюджеты регионов получили от штрафов за нарушение правил дорожного движения 119,2 млрд рублей. При этом больше всего доходы от штрафов составили в Москве (22,7 млрд), Московской области (14,5 млрд) и Санкт-Петербурге (6,5 млрд).
Поступающие суммы уходят в специальный региональный дорожный фонд. И если раньше региональные власти могли самостоятельно распределять эти средства в зависимости от собственных приоритетов, то в 2018 году президент подписал указ, по которому штрафы за нарушения ПДД стали направляться на обслуживание дорог.
Что хотят изменить
Минфин разработал поправки в Бюджетный кодекс, перераспределяющие в пользу федерального бюджета доходы от штрафов за нарушение ПДД. Проект уже одобрен на заседании правительственной комиссии по законопроектной деятельности 9 декабря.
Итак, Министерство финансов предлагает 75% от штрафов оставлять непосредственно в регионах, а 25% направлять в федеральный бюджет. Изменения в систему распределения подготовлены ко второму чтению правительственного законопроекта, вносящего изменения в Бюджетный кодекс. Изначально этот законопроект касался только вопроса о распространении на субсидии госкорпорациям, госкомпаниям и публично-правовым компаниям общих требований к порядку предоставления субсидий.
Предполагается, что инициатива Минфина позволит увеличить федеральные доходы, однако для регионов это может означать необходимость поиска новых источников финансирования, пишет РБК.
На что это повлияет
Очевидно, что если поправки пройдут все инстанции, то поступления от штрафов в региональные бюджеты сократятся. Однако из этого нельзя сделать однозначный вывод о том, что из-за этого будут сокращены траты на ремонт, обслуживание и строительство дорог.
Все дело в том, что одних только штрафов далеко недостаточно для формирования дорожных бюджетов: их дофинансируют из федерального бюджета. Который, в свою очередь, теперь начнет получать поступления от штрафов. Схема не слишком очевидная, тем более депутаты не объясняют суть такой рокировки в пояснительной записке.
А еще стоит учитывать, что с 1 января 2025 года в России ощутимо вырастут штрафы. Плата за многие нарушения будет проиндексирована на 50%, а еще скидка за раннюю оплату сократят до 25%. Таким образом, за превышение скорости, не пристегнутый ремень и несоблюдение разметки придется «отстегивать» более чем в два раза больше, чем сейчас.