Автомобили
28 ноября 2024, Четверг, 10:00

В России разрешат ремонтировать по ОСАГО б/у деталями: чем это грозит

shutterstock.com
Поделиться
Комментарии
Страховые компании предлагают использовать старые запчасти при ремонте по ОСАГО

Правила ремонта по ОСАГО в скором времени могут измениться: в закон хотят добавить пункт, который позволит компаниям использовать б/у запчасти без согласия клиента. С такой инициативой к премьер-министру Михаилу Мишустину и депутатам обратился Российский союз автостраховщиков (РСА). Расскажем, почему появилось такое предложение и к чему оно может привести.

Кто выступает за ремонт б/у деталями

В правительстве уже направили в профильные министерства просьбу проработать инициативу, сообщают «Известия». Автором идеи выступает Российский союз автостраховщиков (некоммерческая организация, общероссийское профессиональное объединение страховщиков).

В РСА в качестве причины для расширения нормативов на использование деталей с «разборок» ссылаются на санкции, в результате которых с рынка РФ ушли многие зарубежные производители, а отлаженные логистические цепочки были оборваны. В итоге сроки поставки многих запчастей выросли в два-три раза, по ряду позиций возник дефицит, а цены взлетели. Все это затронуло свыше 60 млн частных автомобилей.

shutterstock.com

На фоне всего вышесказанного авторизированные сервисы попросту отказывают в ремонте автомобилей, если предполагаемый срок восстановления не укладывается в отводимые законом 30 дней. Из-за этого доля ремонта по ОСАГО упала ниже 5%. В остальных случаях клиенты получают возмещение деньгами.

Чтобы решить эту проблему, РСА предлагает разрешить компаниям в определенных случаях применять подержанные запчасти без согласия клиента. Авторы инициативы ссылаются на успешный зарубежный опыт. На текущий момент в России уже можно использовать б/у элементы, но лишь с одобрения владельца.

Какие машины будут ремонтировать старыми запчастями

На заседании экспертного совета по защите прав потребителей финуслуг РСА поручили проработать вопрос о технических требованиях к подержанным деталям, используемым в ремонтах по ОСАГО. К этому вопросу уже привлекли НИИ автомобильного транспорта (НИИАТ), эксперты которого рекомендовали ввести ряд ограничений:

  • разрешить использовать б/у запчасти для ремонта авто только старше шести лет;
  • запретить использовать такие детали для ряда категорий машин, среди которых городской наземный электрический транспорт, гоночные и учебные авто, ТС спецслужб, пожарной охраны, скорой помощи и техника для перевозки опасных грузов;
  • запретить повторно использовать целый ряд комплектующих — подушки и ремни безопасности, электронные блоки управления, устройства блокировки рулевого управления, воздействующие на рулевую колодку, глушители, оборудование для питания двигателя газообразным топливом и другие;
  • необходимо прописать требования по учету износа б/у комплектующих при выполнении ремонта, а также ввести правила диагностики остатков авто и повторного применения деталей.
shutterstock.com

Что насчет безопасности при установке б/у запчастей

В Минпромторге разработали проект изменений, который затрагивает правила восстановления автозапчастей для их последующего использования. Некоторые компоненты нельзя будет повторно использовать вне зависимости от их состояния: подушки и ремни безопасности, блоки электронного управления, датчики, устройства блокировки рулевого управления.

В Центробанке отметили, что для решения вопроса об использовании б/у запчастей нужна система контроля и методика оценки качества таких деталей. При этом в приоритете всегда должна оставаться безопасность на дороге. В пресс-службе ЦБ добавили, что система должна быть выстроена таким образом, чтобы из-за ремонтов с использованием б/у деталей не случалось новых ДТП.

shutterstock.com

Директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Алексей Бредихин заявил, что де-факто б/у запчасти уже давно широко применяются для ремонта пострадавших в ДТП машин, но не аккредитованными сервисами по направлению страховой компании, а уже после выплаты владельцу денежного возмещения. Это вызвано тем, что калькуляция ущерба учитывает износ автомобиля, то есть на выплату по ОСАГО в большинстве случаев невозможно купить новые детали. В итоге, чтобы уложиться в эту сумму, автомобилистам так или иначе приходится прибегать к помощи авторазборок.

Что думаю об инициативе в страховых компаниях

В «АльфаСтраховании» и «Югории» уже поддержали инициативу. Начальник отдела по работе с партнерами блока «Урегулирование убытков» «Росгосстраха» Ринат Мамин тоже положительно оценил идею. По его словам, минимальный возраст авто, для которых это разрешено, можно установить на уровне трех лет. Необходимо также решить вопросы сертификации б/у деталей и установить гарантию на них, отметил вице-президент «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов.

В «СберСтраховании» считают, что использовать подержанные детали необходимо только в том случае, если они никак не повлияют на безопасность при эксплуатации машины.

shutterstock.com

На текущий момент сроки доставки новых деталей достигают трех месяцев, заявил заместитель генерального директора СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин. В то же время подержанные комплектующие могут быть не только в наличии, но и вдвое доступнее, что поможет повысить доступность ремонта для автомобилистов.

При этом требуется тщательно проработать все аспекты и установить жесткое регулирование, в ином случае может снизиться качество ремонта и возрасти количество угонов из-за нехватки б/у запчастей, добавил Игорь Люкин. Плюс к этому могут появиться новые споры между страховщиками и автовладельцами.

В 2025 году в России изменятся правила регистрации автомобилей: что теперь будет нужно водителям
Поделиться

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0