В России в автошколах смогут учиться на удаленке: как это будет выглядеть

В обозримой перспективе россияне смогут обучаться в автошколе на дистанционной основе. Такую возможность для автошкол разрабатывает Министерство просвещения РФ. Разберемся, когда начнут действовать новые правила, а также как будет выглядеть обучение.
Когда заработает удаленное обучение в автошколах
На текущий момент речь идет только о проекте приказа, который в случае утверждения будут обязаны учитывать автошколы для разработки собственных программ обучения будущих водителей. Ожидается, что документ вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Новый приказ придет на смену ныне действующему приказу № 808, введенному в 2022 году.
Как будет выглядеть автошкола на дистанте
По словам президента Межрегиональной ассоциации автошкол МААШ Татьяны Шутылевой, которую цитирует «Коммерсантъ», в том или ином виде многие автошколы уже временно переходили на удаленку в 2020 году в период наиболее жестких ковидных ограничений. Однако процесс этот был децентрализованным и зачастую не вполне соответствовал букве закона.

«По сути, лекции просто транслировались с помощью различных видеоплатформ. Это был бесконтрольный процесс, который зачастую сводился либо к сокращению программ, либо к самоподготовке, а она запрещена», — отметила Шутылева.
Именно с помощью нового документа предполагает устранить пробелы в законах и разложить все по полочкам. В частности, удаленку можно будет проводить только с использованием государственных информационных систем, работающих через авторизацию на портале госуслуг. Это позволит четко регистрировать посещаемость занятий и успеваемость студентов: прогулять урок уже не получится.
Помимо очевидного удобства от внедрения удаленки ожидается еще и существенный экономический эффект: за счет оптимизации учебного процесса удастся снизить затраты. К примеру, на текущий момент автошколы в отдельных группах обучают тех, кто проходит переподготовку с категории А на B, с М на B или с А1 на B. А поскольку обычно таких желающим немного, то предприятия несут значительные расходы на организацию их обучения. С учетом внедрения дистанта проблема отпадет сама собой.
«Это сэкономит и финансовые, и временные ресурсы как автошкол, так и обучающихся на права. В ряде случае можно ожидать снижение цен или как минимум их фиксацию на фоне продолжающейся инфляции», — отметила Татьяна Шутылева.
Что еще изменится в методике обучения
Новый приказ Минпросвещения изменит и другие аспекты обучения, причем это касается как «теории», так и «практики». Среди прочего курсантам расскажут об «опасном вождении». Термин появился в ПДД еще в 2017 году, однако пока в ходе обучения не раскрывался. Теперь же начинающим водителям расскажут, какие именно маневры и действия на проезжей части инспектор сможет истолковать как опасные, а также какое наказание ждет нарушителя.

Еще более важно, что расширится практическая часть подготовки: количество обязательных часов для вождения в городе увеличат с 38 до 42. Одновременно с этим изучение общего устройства двигателя расширят с двух до трех часов. А вот теорию по трансмиссии, ходовой части, тормозам и электронным системам урежут вдвое: если сейчас каждому из этих компонентов уделяется по два часа, то останется всего по часу.