Жуткая сказка, снятая в СССР: это забытое кино страшно смотреть и сейчас — ничего общего с любимым «Морозко»

На сказке «Морозко» Александра Роу выросло несколько поколений детей. Герои стали культовыми, а их цитаты превратились в народный фольклор. Версия Роу оказалась настолько популярной, что полностью затмила предшественницу — экранизацию 1924 года. А ведь немая черно-белая адаптация сказки еще как потрясает воображение.
Фильм, отмечающий в этом году столетие, снят в духе оригинальной истории. Режиссер Юрий Желябужский отказался от любых поблажек по отношению к героям — в отличие от благородного Роу.
Завязка у сказок идентичная: мачеха лелеет избалованную дочурку и жаждет сжить со свету падчерицу — примечательно, что здесь ее зовут Марфуша, когда в «Морозко» 1964 года так нарекли дочку. Бесхребетный отец безмолвствует и никак не заступается за свою кровиночку. А вот дальше в сюжетах идут некоторые, но очень важные расхождения.
Мачеха приказывает старику отвезти падчерицу «к жениху» в лес — старуха не просто избавляется от нежеланной родственницы, она приносит ее в жертву устрашающему духу зимы и леса. Перед девушкой предстает жуткий и бесчеловечный Морозко, воплощение сил зла — это далеко не тот обаятельный старик из фильма Роу.

Кстати, у хтонического лесного обитателя в фильме 1924 года было две ипостаси: инфернальная в исполнении Виталия Лазаренко и добрая — ее сыграл Борис Ливанов, отец Василия Ливанова, советского Шерлока Холмса.

Девушка, не смевшая перечить Деду Карачуну, успешно проходит испытание и получает несметные богатства. Завистливая мачеха тут же отправляет свою дочку на испытание в лес. Однако та за свое возмущение морозом «награждается» духом не тройкой в виде свиней и не сундуком с воронами, как было у Роу, а самым настоящим окоченением. Вскоре старик отвозит труп девушки домой.
В конце происходит самое странное и непостижимое. Мачеха беззаботно отплясывает на свадьбе у разбогатевшей красавицы-падчерицы, напрочь забыв о погибшей дочери — сгинула, да и ладно.

Даже сегодня картина Желябужского смотрится тяжело. Леденящий кровь Морозко, колоритные и немного жутковатые персонажи, смерть безобидной девушки и танцы на костях — все это не оставит зрителя равнодушным.