Если автомобиль перегревается в жару: самый простой способ исправить

С наступлением жаркой погоды водители нередко сталкиваются с перегревом двигателя. Причин может быть множество, но одна из самых распространенных и часто недооцененных — загрязнение радиатора системы охлаждения. Особенно это актуально в летний период, когда дороги полны пыли, тополиный пух вездесущ, а насекомые с легкостью забивают тонкие соты радиатора.
Почему радиатор перегревается?
Основная функция радиатора — отводить тепло от двигателя. Через его соты проходит воздух, охлаждая циркулирующую в системе жидкость. Однако если внешний слой радиатора покрыт слоем грязи, пыли или пуха, поток воздуха существенно снижается, а эффективность охлаждения падает.
Ситуация осложняется у автомобилей, оснащенных кондиционером. В таких машинах конденсатор кондиционера установлен вплотную перед радиатором охлаждения двигателя. Между ними остается лишь небольшой зазор, который особенно подвержен загрязнению. Именно этот промежуток часто и становится главной «ловушкой» для мусора. Наружный осмотр радиатора может не показать проблему, поскольку все засорение скрыто между радиаторами.
Как распознать проблему?
Некоторые признаки, указывающие на засоренный радиатор:
- Температура двигателя поднимается выше нормы, особенно при езде в пробках или в жару;
- Вентилятор системы охлаждения работает слишком часто и громко;
- Кондиционер хуже охлаждает салон;
- Появление предупреждающих индикаторов перегрева на приборной панели.
Стоит отметить, что многие современные двигатели являются термонагруженными. Идеальной температурой прогретого ДВС считается 90 градусов, хотя в целом показания вплоть до 110 считаются полностью штатными для многих моделей. Если же показания датчика температуры охлаждающей жидкости ушли за этот показатель, то лучше не откладывать решение проблемы. Даже непродолжительная езда в таком режиме может привести к существенным поломкам, после которых может потребоваться даже капитальный ремонт.
А еще некоторые производители давно спрятали индикатор температуры. И это мы не говорим о том, что у многих брендов уже десятки лет даже стрелочные указатели имеют лишь несколько дискретных значений: они показывают не точную температуру, а примерный диапазон. То есть если они показывают строго 90 градусов, то это может быть любое значение от 80 до 110 реальных градусов. Все это сделано якобы для успокоения владельца, хотя с такими приборами немудрено и прошляпить первые признаки перегрева. К счастью, бортовой компьютер все равно выдаст предупреждение.
Как прочистить радиатор — простой способ
Самый эффективный и при этом простой способ — промывка радиатора струей воды или сжатым воздухом.

Вот как это сделать:
- Откройте капот и осмотрите радиаторы. Если видите слой пуха и пыли — это уже повод для чистки.
- Снимите переднюю решетку, если это несложно — так вы получите лучший доступ.
- Используйте струю воды из шланга с распылителем или сжатый воздух из компрессора. Направляйте струю строго перпендикулярно поверхности, чтобы не повредить тонкие алюминиевые ламели.
- Особое внимание уделите промежутку между радиаторами — именно там чаще всего скапливается основная грязь. При необходимости можно аккуратно снять вентилятор или один из радиаторов (если конструкция позволяет), чтобы добраться до этого пространства.
- После очистки дайте радиатору высохнуть, соберите все обратно и проверьте работу системы охлаждения.
Использовать мойки высокого давления можно только на свой страх и риск: они могут легко погнуть ламели. Лучше не использовать их для данной процедуры.

Профилактика — залог спокойствия
Чтобы избежать повторного перегрева, рекомендуется прочищать радиаторы хотя бы раз в сезон, особенно весной и в начале лета. Если вы часто ездите по пыльным дорогам или оставляете машину под деревьями, осмотр стоит проводить чаще.
Таким образом, перегрев автомобиля летом — это не всегда проблема двигателя или термостата. Иногда причина кроется в банальном мусоре, скопившемся в радиаторе. Прочистка радиатора — простой, быстрый и эффективный способ восстановить нормальную работу системы охлаждения и избежать дорогостоящего ремонта.

Если прочистка не помогла
Забитые соты радиатора могут быть наиболее очевидной и часто встречающейся причиной перегрева автомобиля, но далеко не единственной. Если после прочистки температуры не упали, то лучше обратиться за квалифицированной помощью в сервисный центр.