Вот как выглядела настоящая Маргарита из романа Булгакова в реальной жизни: у нее был конкретный прототип
Культовый роман «Мастер и Маргарита», написанный Михаилом Булгаковым в начале XX века, сохраняет свою популярность спустя целый век. Скандал, связанный с очередной его экранизацией, стал одной из главных тем в отечественных медиа за последние несколько недель. Помимо обсуждения политических заявлений режиссера картины, зрители спорят о художественной ценности нового фильма в целом. И, конечно, особенно активно обсуждают его каст.
Сыгравшую Маргариту Юлию Снигирь сравнивают с Анной Ковальчук и Анастасией Вертинской, которые исполняли эту роль в предыдущие годы. Мнения по поводу попадания актрис в образ расходятся, ведь большинство любителей романа представляют себе главную героиню по-своему.
А вот как Маргариту видел сам Михаил Афанасьевич Булгаков, представить легко. Все потому, что нам известен ее прототип: им стала его третья жена Елена Сергеевна.
Познакомились они в 1929-м. Булгаков был женат, его новая избранница — замужем. Впоследствии Елена Сергеевна вспоминала о начале их отношений:
«Это было на масленой [неделе], у одних общих знакомых. <…> Сидели мы рядом, <…> у меня развязались какие-то завязочки на рукаве, <…> я сказала, чтобы он завязал мне. И он потом уверял всегда, что тут и было колдовство, тут-то я его и привязала на всю жизнь. <…> Тут же мы условились идти на следующий день на лыжах. И пошло. После лыж — генеральная «Блокады», после этого — актерский клуб, где он играл с Маяковским на биллиарде… Словом, мы встречались каждый день и, наконец, я взмолилась и сказала, что никуда не пойду, хочу выспаться, и чтобы Миша не звонил мне сегодня. И легла рано, чуть ли не в 9 часов. Ночью (было около трех, как оказалось потом) Оленька, которая всего этого не одобряла, конечно, разбудила меня: иди, тебя твой Булгаков зовет к телефону.
Я подошла. «Оденьтесь и выйдите на крыльцо», — загадочно сказал Миша и, не объясняя ничего, только повторял эти слова. Жил он в это время на Бол. Пироговской, а мы на Бол. Садовой, угол Мал. Бронной, в особнячке, видевшем Наполеона, с каминами, с кухней внизу, с круглыми окнами, затянутыми сиянием, словом, дело не в сиянии, а в том, что далеко друг от друга. А он повторяет — выходите на крыльцо. Под Оленькино ворчание я оделась <…> и вышла на крылечко. Луна светит страшно ярко, Миша белый в ее свете стоит у крыльца. Взял под руку и на все мои вопросы и смех — прикладывает палец ко рту и молчит… Ведет через улицу, приводит на Патриаршие пруды, доводит до одного дерева и говорит, показывая на скамейку: «Здесь они увидели его в первый раз». И опять — палец у рта, опять молчание…»
Так будущая жена писателя узнала об открывающей «Мастера и Маргариту» сцене. Впоследствии исследователи отметят, что описания Маргариты соответствуют внешности Елены Сергеевны. Например, «косящий разрез глаз» (у Елены Сергеевны) и «чуть косящая на один глаз ведьма» (Маргарита).
Анна Ахматова, жившая в эвакуации в комнате, которую до нее занимала Елена Булгакова, в 1943 году напишет:
В этой горнице колдунья
До меня жила одна:
Тень ее еще видна
Накануне новолунья
Как было и в случае с персонажами его романа, какое-то время Булгаков не мог свободно встречаться с любимой женщиной. В конце 1930-го или начале 1931 года супруг Елены Сергеевны Шиловский узнал об их связи. Состоялся тяжелый разговор, в результате которого Булгаков дал обещания прекратить все контакты с чужой женой. «Справка. Крепостное право было уничтожено в … году», — считается, что эту запись на последнем листе своего романа «Белая гвардия» писатель сделал в день разговора с Шиловским.
После этого Елена Сергеевна и Булгаков не виделись 20 месяцев. Но после еще одной встречи они поняли, что разлука в их отношениях ничего не изменила. Елена Сергеевна попросила развода и получила его, вскоре они съехались.
Расторгший брак с Белозерской, Булгаков вскоре передал новой жене доверенность на заключение договоров с издательствами и театрами по поводу своих произведений, а также на получение авторских гонораров. Последующие годы Елена Сергеевна вела дела своего супруга и в том числе сумела перепечатать многие рукописи, хранившиеся в единственном экземпляре. Без ее участия роман «Мастер и Маргарита», скорее всего, никогда бы не был просто опубликован — он помогала заканчивать и редактировать роман уже тяжело болеющему (из-за нефросклероза он стал терять зрение) Булгакову, а затем сохранила текст.
»…встретили Новый год: Ермолинский — с рюмкой водки в руках, мы с Сережей — белым вином, а Миша — с мензуркой микстуры. Сделали чучело Мишиной болезни — с лисьей головой (от моей чернобурки), и Сережа, по жребию, расстрелял его», — писала Елена Сергеевна 1 января 1940 года в дневнике.
10 марта Булгаков, которому было 48, умер. Вместе со свой последней женой он прожил вместе 8 лет.
Роман «Мастер и Маргарита» впервые был опубликован в журнале «Москва» в 1966 году, то есть спустя 26 лет после смерти писателя. Елене Сергеевне Булгаковой было на тот момент 72 года, она успела проделать серьезную работу над текстом в рамках подготовки его к печати. Если бы не ее усилия, «Мастера и Маргариту» мы бы так и не прочитали.
Елены Сергеевны не стало в 1970-м. Ее похоронили рядом с мужем. Составленный ей сборник «Воспоминания о Михаиле Булгакове» был опубликован только в 1988 году. Свое обещание, данное умирающему супругу, она выполнила в полной мере:
«Я делаю все, что только в моих силах, для того, чтобы не ушла ни одна строчка, написанная им, чтобы не осталась неизвестной его необыкновенная личность. Это — цель, смысл моей жизни. Я обещала ему многое перед смертью, и я верю, что я выполню все», — писала она в письме брату Булгакова.