Теперь понятно, почему легендарный поезд в СССР называли «Бубнилкой»: секрет в одной детали

ТЭП60 — настоящий символ советской эпохи в пассажирских перевозках. Этот локомотив производился на Харьковском заводе транспортного машиностроения (ХЭТЗ) с 1960 по 1987 год. Всего было выпущено более 1200 единиц, и на протяжении десятилетий они водили скорые и пассажирские поезда по всей стране — от Балтики до Сибири.
ТЭП60 был первым советским тепловозом с электрической передачей, полностью предназначенным для вождения пассажирских составов. Он работал на тепловом двигателе, а вращение на колеса передавалось через генератор и электродвигатели. Эта система обеспечивала плавность хода, надежность и неплохую скорость — до 160 км/ч, что по тем временам считалось более чем достойным.

Главной же «фишкой» тепловоза был уникальный звук. Дизельный мотор 1Д49, установленный на ТЭП60, выдавал характерный низкий гул. Он не ревел, не стучал, а именно бубнил — негромко, но постоянно, с легким металлическим дрожанием. Этот звук стал неотъемлемой частью вокзальной атмосферы 60–80-х годов. Именно за него тепловоз получил очень странную кличку от машинистов — «Бубнилка». А так как ТЭП60 еще часто красили в малиновый цвет, некоторые и вовсе называли его «Малиновая бубнилка».
Впрочем, едва ли этот факт омрачил репутацию тепловоза. Служили «Бубнилки» долго — и в СССР, и позже в постсоветских странах. Некоторые машины продолжают работать и сегодня — правда, чаще в роли учебных или музейных локомотивов.
Краткие технические характеристики тепловоза ТЭП60
- Тип: тепловоз с электрической передачей.
- Производство: Харьковский завод транспортного машиностроения (ХЭТЗ), 1960–1987 гг.
- Двигатель: дизель 1Д49.
- Мощность: 3000 л. с.
- Тип передачи: электрическая (дизель-генератор + тяговые электродвигатели).
- Максимальная скорость: 160 км/ч.
- Осевая формула: 2о-2о.
- Масса: около 120 тонн.
- Эксплуатационное назначение: пассажирские поезда дальнего следования.