Теперь понятно, что возили в СССР в вагонах, похожих на мусорные баки: поэтому сейчас от них отказались

На железных дорогах Советского Союза можно было встретить необычные вагоны, резко выделяющиеся на фоне стандартных цистерн и грузовых платформ. Эти конструкции, напоминающие огромные мусорные баки, часто вызывали вопросы: зачем они нужны и что в них перевозят? Хотя такие вагоны уже давно стали редкостью, их история заслуживает внимания.
История и предназначение
Необычные вагоны, о которых идет речь, называются вагонами бункерного типа. Основное их предназначение — перевозка нефтебитума, вещества, жизненно важного для дорожного строительства. Битум как одна из самых тяжелых фракций нефти при нормальной температуре застывает в твердую массу. Это делает невозможным его транспортировку в обычных цистернах.
Бункерные вагоны имели двойные стенки и дно. На нефтеперегонных заводах в такие бункеры помещали разжиженный битум, плотно закрывали их крышками и отправляли на места укладки асфальта. На месте назначения между дном и двойными стенками заливали горячий водяной пар, который нагревал битум, разжижая его у стенок. После этого вагон опрокидывали, и глыба битума вываливалась наружу.
Производством бункерных вагонов занимались в 1960–1970-х годах на заводах, специализирующихся на транспортном оборудовании. Они применялись по всей территории СССР, от центральных регионов до самых отдаленных точек страны, включая районы с экстремальными климатическими условиями.
Почему они исчезли?
Несмотря на свою функциональность, бункерные вагоны обладали множеством недостатков. Во-первых, их использование было сопряжено с повышенной опасностью. На поворотах такие вагоны нередко кренились, что могло приводить к авариям. Во-вторых, разгрузка бункеров была сложной и грязной процедурой, особенно зимой, когда застывший битум становился практически неподъемным.
Со временем бункерные вагоны уступили место более удобным и эффективным цистернам-термосам. Такие цистерны позволяли перевозить битум в жидком состоянии без повторного нагрева, что сохраняло его свойства и упрощало процесс разгрузки.
Сегодня бункерные вагоны исчезли с железных дорог, а их место заняли современные решения. Однако эти массивные конструкции сыграли важную роль в развитии дорожного строительства в СССР, способствуя созданию дорожной сети, которую мы используем и сейчас.


