Посмотрела экранизацию игры «Дожить до рассвета»: как будто полтора часа залипала в шортсы на Youtube

После успеха в игровом формате, интерактивный хоррор Until Dawn наконец добрался и до большого экрана — в апреле фильм по мотивам игры вышел в кинотеатрах, а недавно стал доступен и в цифровом формате. Экранизация с самого начала вызывала смешанные ожидания: сумеет ли она сохранить напряженный дух оригинала — смесь подросткового слэшера и мифологического ужаса — или окажется провалом? Своими впечатлениями от просмотра делится автор Sport24 Надежда Герасимова, уже однажды пережившая ночь в загородном доме Вашингтонов.
Сюжет и концепция
Первое, что нужно знать про «Дожить до рассвета» — это не пересказ событий игры. Авторы выбрали создать оригинальный сценарий — и это было отличное решение, ведь Until Dawn представляет собой постановочное интерактивное кино с фиксированной сюжетной линией. Да, в ней можно постоянно делать выборы, чуть ли не каждый из которых будет влиять на повествование, но все же история тут одна — просто она может по-разному закончиться. Дословная экранизация отпугнула бы значительную часть аудитории, ведь смотреть ровно то же самое, но с живыми актерами неинтересно. Равно как и играть в оригинал, когда уже посмотрел фильм и знаешь, в чем главная фишка.
Оригинальная Until Dawn — типичнейший развлекательный подростковый слэшер-ужастик с классической формулой «мы одни в доме в горах и нас что-то пытается убить». Фильм построен почти по такой же формуле — это тот самый случай, когда подают то же блюдо, но под совершенно другим соусом. По сюжету пятеро друзей — два парня и три девушки — отправляются в путешествие по следам пропавшей сестры одной из героинь, последней весточкой от которой было видео с заправки на трассе. Их цель — проехать ее маршрут и попытаться найти ответы. Однако вскоре подростки оказываются в настоящем кошмаре: наткнувшись в заброшенном отеле на аномалию, они попадают всей своей компанией во временную петлю. Каждую ночь их будет убивать новое чудовище, и они будут возрождаться чтобы снова умереть. Единственный шанс выбраться — это дожить до рассвета. Только вот жизни у них не бесконечные — каждая новая смерть будет постепенно превращать героев в монстров.

Ключевое отличие фильма от игры — именно что в условиях. Если в оригинальной Until Dawn не было ничего сверхъестественного (там, скорее, про мифологию, а не потусторонние силы), да и угроза была одна (ну почти), то здесь именно что замешана паранормальщина. Которая, впрочем, значительно расширила создателям рамки для творчества — и они оторвались на полную катушку.
Дело в том, что «Дожить до рассвета» очень напоминает калейдоскоп из всех возможных клише из всех существующих фильмов ужасов на планете: здесь будет и маньяк, и ведьма, и чокнутый психиатр с негуманными экспериментами, и другие классические «пугалки» вроде червяков под кожей, объединенные одной канвой. На протяжении полутора часов герои умирают тысячей разнообразных способов, и порой весьма неожиданных — смотреть интересно хотя бы потому, что любопытно, что же случится с компанией в следующем цикле.

Но в этом кроется и главный подвох: из-за того, что герои постоянно возрождаются, а не умирают раз и навсегда, нет той остроты момента, которая могла бы быть — один из персонажей даже прямым текстом говорит об этом в кадре. Ограниченный тайминг тоже не играет на руку концепции, поскольку картинки сменяются даже слишком стремительно, и ты попросту не успеваешь проникнуться атмосферой очередного забега на выживание — все как будто бы набросками. И получается просто веселая мясорубка, в которой не успеваешь проникнуться атмосферой.
Глубину в сценарии искать довольно бессмысленно — все-таки сам жанр не подразумевает каких-то великих идей или откровений. Это не ужастик, от которого перехватывает дыхание и потом снятся кошмары. Ни фильм, ни оригинальная игра изначально не стремятся погрузить игрока в абсолютный ужас. Главная цель — не напугать до дрожи, а веселье в обстановке опасности, балансирующее между страхом, юмором и клише. Фильм с этой точки зрения никак не выбивается из законов заявленного жанра, но при этом проигрывает оригинальной игре по уровню напряженности и тревоги всухую — там-то было немало моментов, когда ладошки потели. И дело даже не только в иммерсивности формата: просто единая целостная история, пусть даже и в столь незамысловатом жанре, позволяет максимально проникнуться атмосферой, а в фильме просто не успеваешь хоть сколько-нибудь погрузиться.

Персонажи
Что касается персонажей, здесь все выстроено по классическим лекалам жанра: каждый герой — узнаваемый типаж, действующий в рамках заданной роли. Глуповатый красавчик, правильный и скромный парень, дерзкая и решительная девушка, отлетевшая псевдо-экстрасенс и просто подруга — эти образы считываются с первых сцен, и герои остаются верны себе на протяжении всей истории. И, конечно же, они совершают тупые ошибки — бесконечно разделяются, идут в жуткую локацию «только посмотреть» и всякое такое. Только почему-то здесь персонажи какие-то уж нарочито тупые и раздражающе самоуверенные. Добавьте к этому частые печальные взгляды в камеру с мокрыми глазами от «хороших ребят» — ближе к концу уже совсем не хочется, чтобы они выбрались, потому что герои начинают по-настоящему бесить. С другой стороны, ведь приблизительно так и должны себя вести настоящие подростки.
И дело даже не глупых решениях — все же без них подростковые слэшеры теряют свое совершенно уникальное очарование. Просто после «Дожить до рассвета» остается какое-то соевое послевкусие. Уже приблизительно к середине понимаешь, что ни с кем ничего не случится, никому не придется никем жертвовать, и все закончится хорошо. Между ребятами нет конфликта и химии, а самым живым и адекватным кажется пытающийся всех кинуть красавчик, который вообще просто парень их подруги, и, по хорошему, ему на них всех наплевать. Но только среди всего происходящего его характер теряется — уж слишком много всего случается одновременно.

Вердикт
Если подытожить, то у авторов получилось динамичное одноразовое кинцо на один раз, которое не имеет претензии на художественную ценность и по итогу не оставляет абсолютно никакого впечатления. Повторюсь: оригинальный сценарий — отличная идея для франшизы в целом, не такой, как здесь. Послевкусие от просмотра «Дожить до рассвета» ровно такое же, как от от полуторачасового залипания в шортсы на youtube. Пожалуй, лучше бы авторы все же остановились на каком-то одном варианте главной угрозы, а не вываливали все свои задумки разом. В конце концов, это же должна быть целая серия слэшеров (о чем и продюсеры говорили, и недвусмысленно намекает самая концовка): что они нам там покажут, если в самом первом фильме уже все есть?
Впрочем, совсем уж никаким фильм не назовешь — он прекрасно зайдет в качестве вечериночного кино для большой компании друзей. Про такое обычно говорят «под пивко потянет». А если вы еще и в Until Dawn играли, то вам будет повеселее, поскольку увидите к ней много отсылок — тут и шахты вам, и пропавшая сестра, и заброшенная психушка, и вендиго. Ближе к концу даже свяжут происходящее с одним из героев игры. Правда, весь этот фансервис такой же поверхностный, как и все остальное в фильме — разве что с психиатром вышло занятно.
Вердикт: посмотреть можно. Но если пропустите — абсолютно ничего не потеряете.