Игры и киберспорт

Поиграла в новый хит и вам советую: восемь причин, чтобы бесповоротно влюбиться в Clair Obscur: Expedition 33

youtube.com/@playstation
Поделиться
Комментарии
Таблетка от игровой импотенции.

Clair Obscur: Expedition 33, JRPG от французской студии Sandfall Interactive, стала настоящим хитом. Во-первых, у нее самый высокий пользовательский рейтинг среди всех игр на Metacritic — 9.7 (для сравнения, даже у The Witcher 3: Wild Hunt он 9.3). Во-вторых, игра восхитительно продается даже с учетом того, что на неделе ее релиза все пошли играть в ремастер Oblivion. Она есть в Game Pass, на ней нет Denuvo, но люди все равно покупают — потому что они в восторге.

Естественно, мы тоже поиграли и нашли целых восемь причин, из-за которых в эту игру можно влюбиться. Своими впечатлениями делится автор Sport24 Надежда Герасимова.

Интригующий сюжет

История начинается в вымышленном городе Люмьер, давным-давно отвалившемся от Континента в результате некого Раскола. В нем осталось очень мало людей, потому что 67 лет назад в этом мире появились гигантский монолит и такая же гигантская художница, которая появляется раз в год и пишет на камне число, после чего все люди, достигшие этого возраста, бесследно растворяются в воздухе. В Люмьере эту процедуру прозвали «гоммаж» — с французского буквально переводится как «стирание». Чтобы остановить Художницу и спасти жителей города, каждый год на Континент отправляется экспедиция. Но ни одна из них так и не достигла цели.

Люди уже давно смирились со своей участью: «гоммаж» празднуют, как большой фестиваль, с цветами и музыкой. Все приходят на пристань, откуда прекрасно видно монолит, чтобы отдать дань уважения тем, кто исчезнет в этом году, и попрощаться с близкими.

Clair Obscur: Expedition 33

Отправляющейся экспедиции также полагается свой фестиваль. Но вот только за 67 лет люди перестали верить в успех будущей операции, и всех, кто подписывается на авантюру, считают, скорее смертниками — всем давно стало наплевать. Поэтому весь праздник — это буквально несколько столов с вином, и, кроме самих участников будущей вылазки, на нем и не встретить. Собственно, среди этих ребят, экспедиции под номером 33, и находятся члены нашей команды.

Сюжет захватывает буквально с первых минут: французам настолько грамотно удалось придумать вводную часть, что в игру просто невозможно не влюбиться в первые же минут десять. Буквально кожей ощущаешь светлую тоску, витающую в воздухе. Вроде вокруг цветы, растяжки, и яркие праздничные цвета, и музыка, но вокруг происходят очень печальные вещи: дети прощаются со своими отцами, люди дарят своим друзьям букеты и говорят теплые слова о том, как они их любили и ценили. Общее настроение чувствуется даже в одной-единственной фразе продавщицы цветов, которая говорит о том, что в этом году не удалось все распродать, поскольку осталось очень мало людей. После таких вот небольших эпизодов гоммаж, который, к слову, срежиссирован великолепно, буквально заставляет реветь — трогает он невероятно.

Clair Obscur: Expedition 33

На контрасте с гоммажем фестиваль Экспедиции мрачный, темный, унылый — праздник людей, в которых никто не верит, кроме них самих. И тебе приходится взять на себя роль тех, кто вроде собирается совершить подвиг, но знает, что с очень большой долей вероятности умрет еще до конца этого года.

Но это все был пролог, просто расставляющий экспозицию. Дальше игре удается держать внимание к сюжету до последнего. Одна его часть — это прогресс вашей экспедиции, то есть действие. Вторая — это тайна художницы, и вот она интригует мама не горюй. Игра постоянно очень дозировано выдает вам какие-то намеки и подсказки, и ты постоянно теряешься в догадках, что же здесь на самом деле происходит. А с учетом того, что это очень странный мир, вариантов может быть масса. И все вот эти вот недомолвки и вбросы буквально заставляют скорее бежать дальше, чтобы раскрутить всю историю, — уж больно интересно докопаться до сути.

Clair Obscur: Expedition 33

Красивые персонажи

Персонажи Clair Obscur — это отдельное удовольствие. Во-первых, они все хоть и слегка мультяшные, но невероятно красивые — глядя на них, осознаешь, насколько давно игровая индустрия не показывала нам приятных на внешность героев. Особенно женщин, которые составляют большую часть команды. Они тут не нарочито сексуальные, как какая-нибудь Ева из Stellar Blade, а именно что очень симпатичные. Да и Густав, в истории которого мы, по сути, и оказываемся, не подкачал в этом плане. И да, однажды увидев в нем Роберта Патинсона, развидеть его не удастся до конца игры.

Но внешность — это только часть успеха. Сами характеры героев тоже прописаны на ура: они не ощущаются картонными куклами. Наоборот, в каждом чувствуется свой собственный темперамент и эмоция. Герои вышли очень разные — как будто по учебнику соционики писали. Да и их действия и слова не противоречат созданным образам — во все происходящее охотно верится. Да и химия между ними всеми — особенно между Густавом и его младшей сестренкой Маэль — чувствуется прекрасно. Понятное дело, это все очень здорово играет на руку истории.

youtube.com

Самобытный мир

Назвать этот мир необычным — это не описать даже половины эмоций, которые он вызывает. Он удивительный, странный, нестандартный, приходный и, при этом, очень красивый. В нем множество биомов, и каждый выглядит по-своему. Леса с деревьями с красной листвой, подводный мир, который как бы на суше, холодные скалы, которые почему-то синие. Вроде все привычное, но как будто бы перевернутое с ног на голову.

И населяют весьма странные существа. Встречать вы по большей части будете невронов — нарисованных Худодницей агрессивных странных сущностей. Одни — прямоходящие двери, другие — призраки-аквалангисты с привязанной на веревочку на манер воздушного шарика Миной, третьи — длинные балки на ножках. За дизайн разработчикам твердая пятерка: это все очень странно и одновременно чертовски занятно.

Clair Obscur: Expedition 33

Мирные существа тут тоже есть. По большей части это жестрали, напоминающие кукол-троллей со смешными прическами из детства. Они милые, но обожают драться, для чего создают Бульбомехов — считайте, мехов, но с этаким папуасским вайбом. Да даже когда заходишь в дом их вождихи гольгры, все вокруг отжимаются — такая вот незначительная деталька очень красочно дополняет образ этих забавных аборигенов.

И вот так вот изобретательно, детально и с изюминкой в этом мире прописано абсолютно все. И местные мифические существа, и рядовые жители, и важные для сюжета герои. Буквально на каждом шагу восхищаешься фантазии разработчиков, удивляясь тому, какой такой волшебный чай нужно было пить, чтобы все это придумать.

Clair Obscur: Expedition 33

Ненапряжные исследования

Карта мира хоть и большая, но не открытая. В ней есть два типа локаций. Первый — это коридорные локации, в которых ты бегаешь с видом от третьего лица. Тут особо не разгуляешься в плане исследований: чаще всего есть основной путь и небольшие ответвления, заканчивающиеся тупиком, в котором лежит что-нибудь полезное. Но это только звучит печально: на самом деле везде припрятаны секретики, чтобы найти которые нужно внимательно смотреть по сторонам: в одном месте пролезть в скрытый лаз, в другом — свернуть в кусты, в третьем — разглядеть на скале неприметные уступы.

Второй тип — это как раз открытые локации, камера в которых перемещается наверх. По сути это большое поле, по которому разбросаны входы в уровни первого типа. В некоторые места сходу не попасть — для этого понадобится помощь прикольного местного существа Эскье, служащего вашем героям транспортом, который постепенно будет учиться то грызть камни, то плавать, то летать.

Clair Obscur: Expedition 33

Есть и всякие небольшие квестики: найти потерявшихся маленьких жестралей, некоторые из которых залезли в весьма неожиданные места, или помочь бесцветным невронам, которые по разным причинам потеряли себя. Это все несложно, но очень гармонично дополняет картину мира и заодно стимулирует к исследованиям.

На всех локациях встречаются флаги предыдущих экспедиций — это местный аналог костров из соулслайков: и здоровье восстановить, и прокачаться, и всех врагов в округе возродить. И, надо сказать, раскиданы они довольно щедро — порой между двумя последующими даже ни одного врага не встречается.

Clair Obscur: Expedition 33

И вот вроде со стороны все очень простенько, но разработчики настолько грамотно распределили все точки интереса, продолжительность секций, расположение врагов, что бегать по всем этим коридорчикам и полям очень приятно — всего в меру, все интересно, ничего не успевает надоесть. Да тут и не надо было много — напрячься игра заставит в других моментах.

Единственный минус путешествий — это паркур. Он вышел каким-то тугим, неуклюжим и дискомфортным — стресса от него не меньше, чем от боев. Благо, секции, в которых нужно прыгать и карабкаться, очень редкие и короткие — не успеваешь вылечиться настолько, чтобы возненавидеть игру, разработчиков и конкретно вот эту вот платформу, на которую не успеваешь запрыгнуть.

Нестандартная боевая система

Самая мякотка игры — это боевая система. Как и в любой классической JRPG она здесь пошаговая — сама по себе тема очень на любителя. Но не спешите заблаговременно ставить из-за этого на игре крест — французы умудрились усовершенствовать так, что ощущается Clair Obscur скорее соулслайком. Дело в том, что здесь ты не смиренно получаешь урон, а можешь увернуться, подпрыгнуть или парировать удар. Причем, во втором случае еще и наносишь недурной урон. Но дело осложняется тем, что окно для парирования настолько крошечное и нечитаемое, а атаки противников настолько разнообразные и непредсказуемые — серьезный вызов даже для опытного геймера. Здесь то самое «удовлетворение от преодоления» ощущается на все сто даже на среднем уровне сложности. На харде я даже пробовать не стала — и без того потно.

Clair Obscur: Expedition 33

Но на одних уклонениях и отражениях не вывезешь — нужно же как-то и самостоятельно атаковать. И вот тут нужно действительно как следует разобраться. Во-первых, каждый герой играется по-своему. Например, местная магичка Люнэ пользуется заклинаниями стихий, которые довольно занятно комбинируются между собой. И если знать, что и как работает, можно построить свою серию атак так, чтобы каждая следующая вступала в синергию с предыдущей, но при этом учитывала уязвимости противника. Малышка Маэль же — фехтовальщица, и у нее есть несколько стоек. Максимальной эффективности она достигает, если оказывается в «виртуозной», но чтобы войти в нее, нужно выполнить некоторое количество условий. И тут тоже те еще шахматы — всегда нужно продумывать свои ходы наперед, но оставлять пространство для маневра — разные враги заставляют придумывать новые тактики.

Clair Obscur: Expedition 33

И вот таких вот тотально разноплановых героев у вас в бою одновременно трое. Для каждого нужно продумать свою очередность ходов, а между делом еще включать на полную мощность внимательность (хотя здесь больше поможет паучье чутье) и уровачиваться от атак. Плюс просто так абсолютно любое умение не применишь — на некоторые нужно подкопить очки действия, которые зарабатываются либо маломощными стандартными атаками, либо успешными парированиями. Все это вместе делает местную боевую систему одновременно и крайне динамичной, и требующей включенных мозгов — вроде звучит душно, но на деле таковым не ощущается.

Да, в ней нужно как следует разобраться, вчитаться в тексты туториалов и описания всех навыков. Но зато когда понимаешь, как тут все работает, становится действительно очень интересно и весело. Все потому что такой вот микс из разных жанров — это действительно что-то очень свежее, незаезженное, необычное. Та самая «таблетка от игровой импотенции» — при условии, что вы готовы потратить немного времени и умственных усилий.

Clair Obscur: Expedition 33

Невероятные возможности билдостроения

В плане билдостроения Clair Obscur уделывает вообще любую другую игру (по крайней мере среди тех, что на слуху).

Во-первых, на каждого героя у вас тут штук по 15-20 боевых умений, которые открываются постепенно. Одни работают на атаки, другие — лечилки, третьи — баффы для вас и ваших сопартийцев. Просто брать те, что покруче, не выйдет — они все каким-либо образом взаимодействуют друг с другом, да и затрачивают разное количество очков действия. Выучить можно все, а вот «экипировать» — только шесть. Так что хочешь быть эффективным — читай, комбинируй грамотно.

Clair Obscur: Expedition 33

Во-вторых, тут есть пиктосы. Это что-то вроде дающих баффы предметов, раскиданных по всему Континенту, и они все кардинально разные: одни вешают статусы на противника, другие усиливают тоники, третьи повышают вероятности критического удара, четвертые ставят увеличивающие урон метки — перечислять можно до бесконечности. Их очень много, но повесить пиктос можно только на одного персонажа, то всего три штуки.

Зато если выиграть с пиктосом четыре боя, он открывает соответсвующую люмину — то есть его бонус становится доступным всем членам отряда. Взять их тоже можно не бесконечное количество — на них тратятся определенные очки, которые зарабатываются в процессе игры, так что снова приходится выбирать, что подходит именно тебе.

Clair Obscur: Expedition 33

Если вы думаете, что это все, то нет. Есть еще стандартные для РПГ характеристики — ловкость, выносливость и прочее. Работает это также, как и везде: выносливость повышает здоровье, сила увеличивает урон. Но с одной оговоркой — каждое оружие играется от определенной характеристики, и распределять заработанные очки прокачки приходится с оглядкой еще и на это.

И вот звучит это все очень душно, но на деле в какой-то момент обнаруживаешь себя крайне увлеченным процессом перераспределения пиктосов между членами отряда. Не знаю, как Sandfall это сделали, но это действительно оказалось очень занимательно, хотя я, например, совсем не из тех людей, кто действительно заморачивается над билдом.

Волшебная музыка

Последний пункт в списке, но не последний по значимости — это музыка. Треки здесь не просто безликий фон: они — большая часть истории и настроения. Лиричная, динамичная, электронщина, этническая — всегда в тему и всегда трогает до глубины души, дополняя общую эмоциональную картину. Она здесь такая же странная, как и весь этот крайне нестандартный мир, но при этом своей странностью не отталкивающая. Но тут уже нужно просто услышать.

Что же такое Clair Obscur

Если подытожить, Clair Obscur — это очень самобытный проект, в который просто невозможно не влюбиться. Он со всех сторон красивый, стильный, свежий, нестандартный, цепляющий всерьез и надолго. И даже в заимствованных из других игр элементах он удивляет и предлагает что-то новое. Но самое главное — в нем очень чувствуется живая душа. Это однозначный must play этого года — пропускать крайне не рекомендуется.

Где купить Clair Obscur: Expedition 33

Clair Obscur: Expedition 33 доступна на ПК (в Steam и EGS), PlayStation 5 и Xbox Series X/S за $50. Также с первого же дня она вышла в Game Pass — похоже, в этом году подписка на него окупается с лихвой.

Русский язык есть, но только на уровне интерфейса и субтитров. Но есть в этом и плюсы: очень забавно слушать, как актеры английской озвучки пытаются ругаться на французском.

Системные требования

Минимальные:

  • 64-разрядные процессор и операционная система
  • ОС: Windows 10
  • Процессор: Intel Core i7-8700K / AMD Ryzen 5 1600X
  • Оперативная память: 8 GB ОЗУ
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce GTX 1060 6 GB / AMD Radeon RX 5600 XT 6 GB / Intel Arc A380 6 GB
  • DirectX: версии 12
  • Место на диске: 55 GB
  • Дополнительно: Требуется SSD. Минимальные характеристики позволяют игру в 1080p 30FPS с низкими настройками.

Оптимальные:

  • 64-разрядные процессор и операционная система
  • ОС: Windows 11
  • Процессор: Intel Core i7-12700K / AMD Ryzen 7 5800X
  • Оперативная память: 16 GB ОЗУ
  • Видеокарта: NVIDIA GeForce RTX 3060 Ti 8 GB / AMD Radeon RX 6800 XT 16 GB
  • DirectX: версии 12
  • Место на диске: 55 GB
  • Дополнительно: Требуется SSD. Рекомендуемые характеристики позволяют игру в 1080p 60FPS с высокими настройками

Понравился материал?

0
0
0
0
0
0