Оказывается, в школах СССР была популярна педология: почему ее запретили и что это вообще такое

Педология — это междисциплинарная наука, возникшая в конце XIX-начале XX века на стыке психологии, физиологии, антропологии, педагогики и медицины. Ее главной целью было всестороннее изучение ребенка: его умственного развития, эмоционального состояния, физического здоровья и социальной среды. Педологи стремились предсказать будущее развитие ребенка на основании диагностики врожденных и приобретенных особенностей, чтобы затем направить его воспитание в наиболее подходящее русло.
После Октябрьской революции 1917 года в СССР возникла острая необходимость в формировании новой системы образования. Советская власть стремилась создать «нового человека» — активного строителя социализма, и педология, с ее научным подходом к детскому развитию, идеально вписалась в эти цели.
В 1920-х и начале 1930-х годов педология активно внедрялась в учебные учреждения. Открывались педологические лаборатории и институты, создавались научные журналы, проводились массовые обследования детей. Советские педологи, такие как Павел Блонский, Александр Нечаев и Лев Выготский, считали, что объективные методы измерения интеллекта, памяти, реакции и других психических процессов помогут управлять развитием ребенка и выстраивать индивидуальные траектории обучения.

Павел Блонский — один из основоположников советской педологии
Педология стала особенно популярной после реформы образования 1920-х годов, когда упор делался на «комплексное обучение» и практическую направленность.
Так почему тогда педологию запретили?
Все изменилось в 1936 году. В июле было опубликовано печально известное Постановление ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса», которое фактически поставило точку в развитии этой науки в СССР.
В документе педология была обвинена в лженаучности и буржуазности, а также в классово-чуждом подходе к детям. Главным поводом для репрессий стала практика педологов по делению детей на «одаренных» и «неодаренных» на основе психологических тестов. Результаты таких тестов определяли, сможет ли ребенок продолжать учебу или нет. Это противоречило социалистическому принципу равенства, по которому каждый гражданин должен иметь одинаковые возможности для образования и самореализации.
После 1936 года педологические кафедры закрыли, научные публикации изъяли, а многих ученых репрессировали или заставили отказаться от своих взглядов.
Запрет педологии надолго затормозил развитие детской психологии в СССР. Лишь спустя десятилетия началось частичное восстановление научных подходов, ранее опробованных педологами. Особенно значим вклад Льва Выготского, который, несмотря на то что был связан с педологией, сохранил свою репутацию как один из основателей культурно-исторической теории развития.

Психолог Лев Выготский
Современные историки считают, что запрет педологии был во многом политическим актом, направленным на централизацию и идеологический контроль над образованием. Несмотря на свои ошибки и крайности, педология в 1920–30-х годах стала уникальным явлением, попытавшимся построить науку о ребенке на базе объективных методов и социальной инженерии.
Это яркий пример, как перспективное научное направление может оказаться жертвой политических реалий и идеологических установок. С одной стороны, педология открыла новые горизонты в понимании детского развития. С другой — она была использована для навешивания ярлыков и отсеивания «неперспективных» детей, что шло вразрез с принципами социальной справедливости, провозглашаемыми советской властью.