Обзор на ремастеры Tomb Raider IV–VI: в какую из частей точно стоит поиграть, чтобы вернуться в детство

Для всех поклонников Tomb Raider 14 февраля — двойной праздник: День святого Валентина и день рождения Лары Крофт. Уже второй год подряд Aspyr дарит всем истинным фанатом знаменитой расхитительницы гробниц восхитительный подарок — ремастеры старых игр серии. Если в прошлом году были обновлены первые три части, считающиеся классикой, то в 2025 году настала очередь четвертой, пятой и шестой. И если на момент выхода их по многим причинам восприняли довольно прохладно, то сейчас они уже приобрели культовый статус, ведь очень многих людей они познакомили не только с самой Ларой, но и с видеоиграми в целом.
Какие части Tomb Raider получили свежий ремастер
Если прошлогодняя часть ремастеров называлась Classic Trilogy («классическая трилогия»), то перевыпуски этого года озаглавили уже Darkness Trilogy («темная трилогия»). И не зря: по тону повествования эти игры куда мрачнее первых трех, которые предлагали более приключенческий и светлый тон.
Сюжет Tomb Raider IV: The Last Revelation (1999) целиком и полностью разворачивается в Египте. Не считая первых двух вводных уровней, действие которых происходит в Камбодже и которые знакомят не только с основными механиками игры, но и с главным антагонистом игры — наставником Лары Вернером фон Кроем. Путешествуя по развалинам древних храмов и гробницам фараонов, героиня пытается предотвратить воскрешение древнего Бога Сета, ведь если этого не сделать, начнется Апокалипсис, и весь мир обратится в руины. Несмотря на свою бешеную популярность, на релизе на игру обрушился шквал критики: дело в том, что хоть по сравнению с Tomb Raider III графика и была значительно улучшена, почти все игровые механики не получили развития. Ну и да, далеко не всем зашло то, что в конце любимая героиня погибает.
Кстати, бонусом к основной игре Aspyr заодно заремастерили еще и бонусный уровень Times Level, о котором и не все фанаты-то знали. Он был создан в рамках рекламной кампании газеты The Times, приуроченной к 75-летию открытия гробницы Тутанхамона, о котором главная британская газета сообщила эксклюзивно сообщила в 1922 году — вот уж точно лучшее промо, которое только можно придумать для такого события. По сюжету Лара по заданию главного редактора отправляется в усыпальницу самого знаменитого фараона, чтобы отыскать там ранее необнаруженные артефакты.
Tomb Raider 5: Chronicles (2000) — это своего рода альманах коротких и ярких приключений Лары. Расхитительница гробниц была объявлена погибшей, и после мемориальной службы ее друзья предаются воспоминаниям о некоторых ее путешествиях: поисках Философского Камня в Риме, катание зайцем на российской подлодке, проникновении в навороченную штаб-квартиру гигантской корпорации в Нью-Йорке и столкновении с жуткими героями ирландских мифов будучи еще подростком с парой косичек.

Tomb Raider: The Angel of Dakness (2003) стала первой серьезной попыткой переосмысления серии и по совместительству последней игрой серии от оригинальных ее разработчиков — Core Design. В ней считающаяся погибшей Лара Крофт становится главной подозреваемой в убийстве своего бывшего наставника, Вернера фон Кроя, пригласившего ее по срочному секретному делу в Париж. Чтобы очистить свое имя, героиня начинает собственное расследование, в ходе которого сталкивается с тайной организацией, пытающейся с помощью древних артефактов воскресить расу Нифелимов и с их помощью достичь мирового господства. Несмотря на то, что это действительно было что-то по-настоящему свежее для Tomb Raider (например, в ней есть даже пара уровней, которые проходятся за другого героя), критики разнесли игру в пух и прах: за огромное количество багов, убогое управление, очевидную недоделанность и еще многие косяки. Но со временем игру все равно полюбили: пусть она и кривая-косая, но все же про Ларку.

Что изменили в ремастерах
По сути эта пачка ремастеров, равно как и прошлая, — своего рода рескин с осовремененной графикой. Все аптечки и секреты лежат на привычных местах, там же, где всегда и лежали. Платформинг — все по тем же квадратным уступам, только выглядят они сейчас действительно получше.
В Last Revelation и Chronicles всю эту красоту видно невооруженным взглядом: никаких текстур в клетку и полосатого заката. Ну и да, за 25-то лет все-таки научились рисовать без углов, так что теперь на Ларкину красоту можно смотреть глазами, а не додумывать ее образ в своем воображении — из археологини сделали настоящую конфетку модель. Ну и да, теперь можно наконец увидеть, как выглядел фон Крой: на старом треугольнике, который был у него вместо лица, сложно было что-то разглядеть.



Значительно осовременили и управление: прежнее довольно сильно отличалось от того, к чему привык нынешний геймер. Правда, для олдскульных расхитителей гробниц оставили возможность включить прежний «танковый» вариант, но сами разработчики крайне рекомендуют не мучиться.
Ну и нововведение, которого не было прежде: когда подходишь к предметам, с которыми можно взаимодействовать, загорается соответствующая иконка, что может значительно облегчить прохождение тем, кто знакомится с этими играми впервые: раньше можно было час по локации бегать, пытаясь увидеть, куда засунуть очередной найденный найденный ключ.
С Angel of Darkness дела обстоят несколько иначе. Графически игра не претерпела явных изменений: да, текстурки получше и лица посимпатичнее (особенно у NPC), но, в целом, визуально она воспринимается так же.


Зато Aspyr проделали совершенно невероятную по восстановлению всех вырезанных на этапе разработки задумок. Например, в Париже появилась ранее недоступная тренировочная зона, которую нужно пройти не попадаясь на глаза полицейским, а найденные в трущобах деньги наконец-то есть на что потратить. Более подробно мы об этом уже писали вот здесь — там много всякого интересного.
Ну и во всех трех играх появился фоторежим, открыв который, можно надолго залипнуть, начав баловаться с Ларкиными позами, костюмами и выражениями лица.
Как играется в Tomb Raider IV–VI в 2025
На удивление, лучше всего состарилась самая первая из этих трех игр — The Last Revelation. Она мрачная и атмосферная даже со всеми своими нереалистичными углами, только приблизительно обрисовывающими задумку авторов. Пока бегаешь по местным локациям постоянно представляешь, как бы жутко было в этих гробницах, если бы это был не просто ремастер, а полноценный ремейк. Ну и загадки тут по-настоящему зубодробительные: Uncharted и Indiana Jones нервно курят в сторонке. Удачи всем тем, кто впервые столкнется с игрой в Сенет: диву даешься, как 20 лет назад мы справлялись с этим всем без гайдов из интернета.

А вот Chronicles, к сожалению, сейчас выглядит уже не такой замечательной, как когда-то в детстве. Очень хорошо чувствуется, что ее делали впопыхах, особенно по сравнению с четвертой частью. Локации — совсем простые, головоломки — элементарные: уровни пробегаются за два счета, как будто бы нет вызова. Зато то, что это четыре абсолютно разные по тону и антуражу истории, значительно добавляет разнообразия и делает игру куда интереснее.
Ну и нельзя не отметить: Лара в этой части невероятная грубиянка и прямо-таки эталонная сильная и независимая. Выйди эта игра сейчас, разработчиков бы с головой накрыла волна хейта. Хорошо, что Chronicles родом из 2000.
Новое управление что в четвертой, что в пятой части одновременно и большая радость, и подстава. С одной стороны, запуская игру, уже автоматически хочется жать на знакомые кнопки, которые используются во всех современных играх. С другой, Лара теперь двигается и управляется совсем по-другому, и это становится критически важным в бою — приходится переучиваться. Благо, кое-какие вещи можно перенастроить в меню. Ну и самое важное — некоторые участки с новой системой управления становятся попросту непроходимыми, и переодически приходится переключаться на классический «танк» (который с геймпада ощущается как наказание).

Angel of Darkness, в свою очередь, совсем другая. Современное управление пошло ей на пользу, но каких-то кардинальных изменений именно что в ощущениях от него как будто бы нет. Да и с точки зрения графики мало что изменилось: некоторые из персонажей даже выглядят точно так же, как и в оригинале, как будто бы про них попросту забыли. Но вот восстановленный контент — это действительно классно: теперь хотя бы можно патронов и аптечек накупить на все найденные деньги, а не просто звенеть ненужным золотишком в кармане. Да и на самом деле интересно увидеть что-то новое: особенно когда знаешь, что это должно было быть на релизе, но так до него и не добралось.
Ну и сейчас особо явно бросается в глаза, что эта часть — подкидыш в серии. Она вся какая-то немного несуразная и аляповатая, как будто бы мультик про Лару Крофт смотришь, а не в игру играешь. Но, тем не менее, есть в ней какой-то особый и необъяснимый шарм, качественно выделяющий ее на фоне и предыдущих, и последующих частей серии.