Автомобили
2 декабря 2024, Понедельник, 09:42
Нужно ли отключать клеммы аккумулятора при подзарядке: многие ошибаются, обслуживая авто
Можно ли безопасно зарядить аккумулятор, не снимая его
Наступила зима, и многие автовладельцы столкнулись с проблемой слабых аккумуляторов, требующих подзарядки. Но эта простая на первый взгляд процедура уже десятки лет является причиной разных споров. И одна из нетленных тем касается метода зарядки: на машине или со снятием?
Какие нюансы следует знать при зарядке АКБ
- Универсальных ответов нет. С учетом того, что существует несколько основных разновидностей автомобильных аккумуляторов и две принципиально разных схемы зарядных устройств, придумать один рецепт на все случаи жизни не получится.
- Главный вопрос — безопасность электроники автомобиля. Подключение внешнего источника энергии к обычной машине априори является нештатной ситуацией. Но это не значит, что делать так нельзя ни в коем случае. Штатный генератор заряжает АКБ при напряжении 13,5–14,5 В, то есть именно к такому значению и адаптирована бортовая сеть авто. Условно безопасным для потребителей (в том числе электронных блоков, медиасистемы и т. д.) считается напряжение до 15–15,5 В. Если вы уверены, что ваше зарядное устройство не превысит этих показателей, то можно подключать его, не снимая клеммы с АКБ.
- Тип аккумулятора. В большинстве легковых автомобилей с завода установлены свинцово-кислотные аккумуляторы. Их конструкция принципиально не менялась десятки лет, однако при зарядке сильно разряженных современных кальциевых АКБ для поднятия плотности электролита до требуемых 1,28 необходимо напряжение 16,2–16,5 В. Если кальциевая батарея установлена на машине с завода, то бортовая сеть должна быть адаптирована под такие показатели. В ином случае лучше перестраховаться и снять клеммы.
- Тип зарядного устройства. Существует две основных разновидностей ЗУ: трансформаторные (сюда относятся в том числе и старые советские) и импульсные (более современные и компактные). Трансформаторные могут быть как с ручным выбором напряжения и силы тока, так и автоматическом. В импульсных точные параметры зарядки всегда выбирает электроника, но обычно есть несколько режимов под разные типа АКБ.
- Наличие встроенных систем защиты в ЗУ. В старых трансформаторных зарядках могут полностью отвевать механизмы защиты от повышенного напряжения. Они работают по принципу элементарного трансформатора, преобразуя входящий переменный ток в исходящий постоянный. И эта схема работает вполне надежно, пока и напряжение в розетке соответствует заявленному. Если же происходит скачок на входе, то он же будет и на выходе. А любой ток напряжением свыше 16 В может быть губителен для бортовой электроники. То есть использование зарядного устройства без технологий защиты на аккумуляторе без снятых клемм сродни игры в русскую рулетку.
- Если в ЗУ все же есть элементы защиты, то вероятность превышения допустимого напряжения на выходе в случае скачков/всплесков тока в розетке сводится к минимуму. Однако она никогда не равна нулю. В дешевых зарядках все компоненты тоже дешевые, соответственно они тоже могут выйти из строя, пропустив повышенный импульс прямо в бортовую сеть автомобиля.
- Сброс всех настроек при отключении АКБ. Многие автомобилисты пытаются избежать отключения клемм аккумулятора, чтобы не сбить память различных систем машины. Это касается не только таких очевидных вещей, как параметры даты и времени (их можно установить за минуту), но и настроек электронных блоков управления. При длительном отключении АКБ стираются все адаптации ЭБУ, что непременно скажется на работе основных агрегатов, в том числе двигателя и автоматической трансмиссии. Тем не менее, ничего смертельного в этом нет: системы сами настроятся в течение первых 100 километров после установки заряженного аккумулятора.
- Способ не сбить настройки автомобиля при отключении АКБ. Если же вы все же боитесь оставить свой автомобиль без данных по коррекциям и настройкам, то есть один нехитрый способ. Для этого требуется взять любой аккумулятор на 12 В (это может быть АКБ от другой машины, мотоцикла или даже электроники), подключить его параллельно, а затем уже отсоединить клеммы от основного АКБ. А после зарядки на автомобиле — вернуть все в первоначальное положение. То есть во врем зарядки основного аккумулятора питать бортовую сеть будет его дублер, что позволит избежать проблем.
Заключение
Отключение клемм при зарядке аккумулятора не всегда обязательно, особенно если вы используете современное автоматическое зарядное устройство. Однако в целях безопасности и для предотвращения возможных повреждений электроники рекомендуется отключать клеммы, тем более если вы не слишком сильно доверяете своему ЗУ и стабильности напряжения в бытовой электросети.
Заряжать ли на зиму аккумулятор автомобиля: есть важный нюанс
...
Поделиться
Понравился материал?
0
0
0
0
0
0