Как отсудить у государства компенсацию за ДТП на льду: инструкция

В любом ДТП есть виновник. Если столкновение произошло на скользкой дороге, то обычно в аргументации сотрудников ГИБДД звучат штампованные формулировки «не соблюдал безопасную дистанцию» и «не учел погодных условий». Но случаются и исключения: жительнице Ярославля удалось отсудить у государства компенсацию за аварию на льду. Сейчас разберем, как ей это удалось, и распишем алгоритм действия в подобных ситуациях.
Случай с автомобилисткой из Ярославля
ДТП случилось еще год назад — 30 октября 2024 года. Погодка выдалась на редкость капризной, из-за чего улицы Ярославля к утру оказались под слоем гладкого, как зеркало, льда. По всему городу произошли десятки аварий, в одну из которых и попала героиня повествования.
Автомобилистка рассказала, что двигалась по мосту через реку Которосль с соблюдением дистанции. В какой-то момент ехавший впереди автомобиль начал замедляться. Женщина применила экстренное торможение и сместилась с траектории, чтобы уйти от столкновения. В результате авария всё же произошла, причём в последующие мгновения ее участниками стали еще несколько автомобилей, также оказавшихся на льду.
Сколько удалось отсудить у администрации и как
После ДТП водительница подала на местную администрацию в суд с требованием возместить ей 272 тысячи рублей за ремонт автомобиля. Представители администрации не смогли доказать, что надлежащим образом исполняли обязательства по содержанию моста, в том числе «выполняли дорожные работы в виде ликвидации зимней скользкости и наледи на проезжей части».

Экспертиза показала, что коэффициент сцепления с дорожным покрытием утром 30 октября на этом участке моста составлял 0,1–0,2, что не соответствует нормативным показателям.
Правда, полную компенсацию получить все же не удалось: суд урезал требования вдвое — с 272 тысяч до 136 тысяч рублей. Все из-за того, что водитель, «выезжая рано утром на проезжую часть, видела неблагоприятные дорожные условия», но при этом вела машину со скоростью, «не обеспечивающей возможность постоянного контроля за движением ТС для выполнения требований ПДД». Хотя и не нарушала скоростной режим.

Как действовать в подобной ситуации: инструкция
Вот короткий чек-лист с действиями:
- Вызовите ДПС. Сотрудники составят акт осмотра места происшествия, схему ДТП, а также акт о состоянии дорожного полотна. С этими документами пострадавший может подать иск против организации, которая отвечает за состояние этого участка дороги.
- Изучите протокол. По возможности в нём не должно быть фразы «водитель не справился с управлением», ведь если такой протокол подпишет участник, то он автоматически признает собственную вину.
- Соберите доказательства. Это могут быть записи с видеорегистраторов (как своего, так и других участников движения), с уличных камер. Также могут пригодиться фотографии и видеозаписи, сделанные сразу после ДТП. Важно зафиксировать наличие гололёда.
- Оцените ущерб. Необходимо оценить повреждения, для этого требуется провести экспертизу. Стоимость услуг эксперта можно включить в исковые требования — в случае победы в суде вам вернут эти деньги.
- Составьте претензию в организацию, которая отвечает за содержание дороги. В претензии опишите обстоятельства аварии, размер ущерба и сроки, в которые ждете ответа, — обычно это 30 дней. Если наличие на проезжей части зимней скользкости и наледи стало причиной ДТП, то ответственность за произошедшее возлагается на тех, кто должен был следить за состоянием дорожного полотна: региональные дорожные службы и фонды, включая службы, обслуживающие только отдельный участок дороги.
- Обратитесь в суд. Если претензия не привела к желаемому результату, то пора отправляться в суд. Правда, стоит трезво оценивать перспективы дела и обстоятельства конкретного ДТП.

