Эту забавную деталь в «Иронии судьбы» не замечали годами: внимание на экран телевизора — поймут только свои
«Иронию судьбы, или С легким паром!» смело можно назвать самой новогодней лентой современности. Но в ней еще есть детали, которые не замечают даже самые внимательные зрители. Обратите внимание на телевизор, который включает Ипполит (Юрий Яковлев), оставшись наедине с Наденькой (Барбара Брыльска).
На первый взгляд, эти кадры кажутся всего лишь декорацией, вписанной в общий контекст сюжета. Однако, если приглядеться внимательнее, можно заметить знакомых актеров.
Оказывается, по телевизору показывают фильм «Соломенная шляпка» режиссера Леонида Квинихидзе. На экране появляются Андрей Миронов и Людмила Гурченко, которые тоже пробовались на роли в «Иронии судьбы».
И хотя режиссер предлагал сыграть Ипполита Миронову без кинопроб, актер отказался, ссылаясь на нежелание играть «отрицательных персонажей». Он решил попробоваться на роль Лукашина:
«Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: «А я у женщин никогда не пользовался успехом… еще со школьной скамьи… Была у нас девочка — Ира… Что-то в ней было… Я в нее еще в восьмом классе… как тогда говорили… втюрился… А она не обращала на меня ну никакого внимания!.. Потом, уже после школы, она вышла за Павла…» […] Несмотря на все его актерское мастерство, психофизическая сущность артиста расходилась с образом, со словами. Стеснительность искусно изображалась, но поверить в любовные неудачи персонажа было трудно. И я отказал ему», — вспоминал Эльдар Рязанов в книге «Неподведенные итоги».
А вот Людмиле Гурченко отказали из-за того самого фильма — «Соломенная шляпка», премьера которого состоялась 4 января 1975 года, за год до выхода «Иронии судьбы».
«Жребий свел Гурченко на кинопробе с Андреем Мироновым. И то, что она играла прежде в паре с Мироновым в «Соломенной шляпке», оказало в данной ситуации дурную услугу обоим исполнителям.
Они, как давно и хорошо сыгранный эстрадный дуэт, понеслись в лихой комедийной манере, очень далекой от моих режиссерских намерений. Перед камерой играли два комедийных «зубра», которые не могли соскочить с манеры и интонации «Соломенной шляпки». На экране действовали жизнерадостные и смешные персонажи, но «из другой оперы», — объяснял режиссер, — Это был период, когда я сам прощался с условной комедийной легкостью, искал новую стилистику, другую интонацию. Поэтому и отверг эту уверенную актерскую пару. Боялся, что они собьют меня с толку. Я еще сам только-только нащупывал что-то новое для себя, сам еще не был достаточно тверд».
К слову, Рязанов сожалел, что причинил тогда боль, отказав Людмиле Гурченко: «И я своим отказом нанес актрисе еще одну, весьма глубокую психологическую рану».
И хотя Гурченко и Миронову было отказано во время проб, они все равно появились в фильме. Была ли это шутка режиссера, его извинение или обыкновенная отсылка к новогодней комедии, которую показывали в прошлом году — неизвестно. Но кадр с просмотром «Соломенной шляпки» становится своеобразным ретроспективным взглядом на творческие перипетии, переплетения судеб и невероятные случайности, которые иногда определяют не только искусство, но и целую жизнь.