Страховые обяжут возмещать ущерб в ДТП, даже если у виновника нет ОСАГО: как это будет работать
Многие автомобилисты задумывались о несправедливости: законопослушные водители каждый год покупают ОСАГО, но если в них однажды «влетает» незастрахованное лицо, то они оказываются беззащитны. Выплата в таком случае по закону не положена, а судиться приходится непосредственно с виновником, за душой у которого нередко «ни кола, ни двора». Но вскоре правила могут поменяться: разработан законопроект, по которому возмещать ущерб в такой ситуации будет Российский союз автостраховщиков. Разберем инициативу более подробно.
В чем минус существующего закона об ОСАГО
Систему ОСАГО (расшифровывается как «обязательное страхование автогражданской ответственности») в России много лет (вернее, с 2003 года, когда она и была введена) критикуют за несправедливый подход: почему ответственный водитель со страховкой оказывается незащищен в случае ДТП, если у виновника нет ОСАГО? С одной стороны, ответ очевиден: ОСАГО затрагивает только ответственность самого страхователя перед другими участниками дорожного движения. Если же у виновника заветного полиса нет, то и возмещать ущерб он будет из своего кармана.
С другой стороны, многих возмущает сам факт того, что добропорядочному водителю приходится бегать по судам и судебным приставам, пытаясь выбить возмещение из «виновника-безбилетника». «За что мы платим деньги?» — один из наиболее популярных вопросов.
На текущий момент можно рассчитывать на возмещение из специального компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков, но лишь за вред, причиненный жизни или здоровью. «Железо» в любом случае придется восстанавливать за свои деньги, если с виновника нечего взять (добровольно или через суд).
Как изменят закон об ОСАГО
Теперь депутаты Госдумы подготовили и внесли на получение отзыва в правительство поправки к закону об ОСАГО, которые изменяют правила осуществления компенсационных выплат по ОСАГО в том случае, если виновник не застрахован. Закон об ОСАГО предлагается дополнить главой, согласно которой «в случае отсутствия договора обязательного страхования, по которому застрахована гражданская ответственность причинившего вред лица, страховое возмещение осуществляется профессиональным объединением страховщиков», пишут «Известия».
«В случае осуществления такого страхового возмещения профессиональное объединение страховщиков имеет право на регрессное требование о возмещении данных компенсационных выплат от причинившего вред лица, не исполнившего установленной <…> обязанности по страхованию», — говорится в законопроекте.
Согласно сведениям из пояснительной записки к законопроекту, в 2023 году совокупные сборы по ОСАГО выросли на 19% и составили 323,7 млрд рублей (273,1 млрд рублей в 2022 году). При этом суммарный размер выплат по этому виду страхования за 2023 год составил 165,6 млрд рублей против 160,9 млрд рублей в 2022 году.
«Таким образом, российская страховая система располагает более чем достаточными резервами в размере не менее 123,1 млрд рублей (разница между сборами и выплатами за вычетом процента на осуществление страховой деятельности и обязательных взносов), чтобы полностью взять на себя подобные расходы», — указано в пояснительной записке.
Реформа направлена на защиту водителя
Вот как законопроект прокомментировал его автор — глава комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов: «Сейчас водитель, пострадавший по вине автомобилиста, не имеющего полиса ОСАГО, не может рассчитывать на получение компенсации от страховой компании, и ему приходится самостоятельно требовать возмещения ущерба с другого участника ДТП. Считается, что в такой ситуации добросовестный автовладелец должен получить выплату от Российского союза автостраховщиков, который затем предъявит регрессный иск виновнику аварии».
По словам Нилова, поправки помогут сделать ОСАГО более справедливым по отношению к законопослушным автомобилистам.
Страховые компании недовольны реформой
Тем не менее в самом Российском союзе автостраховщиков, из средств которого планируется выплачивать компенсации, к законопроекту отнеслись негативно. В пресс-службе РСА отметили, что реформа приведет к росту количества и сумм компенсационных выплат, из-за чего полисы ОСАГО в очередной раз подорожают. При этом поправка не будет способствовать сокращению числа незастрахованных водителей.
Страховые компании тоже оказались не восторге. Вице-президент, директор департамента по взаимодействию с органами государственной власти «АльфаСтрахование» Алексей Артамонов считает, что страховщиков хотят обязать платить за тех, кто не приобрел полис страхования: «Это все равно что обязать кинотеатр пускать на сеанс всех, кто не купил билет. Результатом точно станет существенный и несправедливый рост тарифа для законопослушных водителей. Кроме того, авторы инициативы, видимо, полагают, что страховщики лучше справятся со взысканием выплат с «бесполисного» виновника аварии, чем суды и приставы, что тоже вызывает сомнения».
Положительный опыт Белоруссии
В соседней Белоруссии ОСАГО уже покрывает ущерб в том случае, если у виновника нет полиса. То есть добросовестному автомобилисту, который страхует свою ответственность, не приходится бегать по судам и судебным приставам.
Пример ближайшей к нам страны вдвойне примечателен по той причине, что с 1 января 2025 года можно будет купить расширенный полис ОСАГО для России и Белоруссии.